Ребенок 2 года не разговаривает

Содержание

Активизация речевого развития детей дошкольного возраста

Ребенок 2 года не разговаривает

Речь — одна из самых важных человеческих коммуникаций. Личность способна развиваться, становиться полноценным членом коллектива только в общении. Научиться говорить — первостепенная задача маленького человека.

Что делать, если ребенок не разговаривает?

Как правило, способность к словотворчеству развивается у ребенка в 1,5-2 года, и дети начинают говорить. Кто-то общается с миром посредством звукоподражательных словесных конструкций, кому-то под силу строить целые фразы. Развитие индивидуально.

Речь, основа общения

Обратите внимание! Если ребёнок 2, 2 не говорит, не стоит паниковать. Прежде всего, необходима консультация детских специалистов. Если не выявлено физических отклонений, помогут занятия.

Что должен говорить ребёнок в два года?

Двухлетки имеют словарный запас в 30-50 слов, могут строить простые предложения, пытаются общаться. Они понимают взрослых, выполняют их просьбы, могут попросить сами, участвуют в играх.

2-х летний малыш должен элементарно говорить

Этапы развития речевых функций у малыша

Формирование артикуляционного аппарата происходит постепенно. Также поэтапно развиваются речевые функции. Формирование происходит в 3 этапа:

  • Довербальное общение. Длится первый год жизни малыша. В этот период его организм готовится к воспроизведению слов. К 2 месяцам формируется ситуативно-личностное общение. Маленький человечек нуждается в коммуникации, мимикой и позами откликается на словесное обращение к нему. Второе полугодие характеризуется формой ситуативно-делового общения. Дети стремятся к совместной деятельности со взрослыми, учатся играть, подражать им. Они пытаются мычать, произносить звуки, но эти звукосочетания сложно назвать речью.
  • Возникновение речи. Переходный период в развитии вокализации. Малыш начинает понимать слова, делать попытки воспроизводить слоги. Он повторяет звуки, произносимые мамой, соотносит их с определёнными предметами, действиями, ситуациями. Ребёнок не только слушает всё, что ему говорят, но и реагирует по ситуации.
  • Развитие речевого общения. Основным видом деятельности становится игра. Соответственно, меняется содержание общения. На этом этапе малышам важна ответная реакция на слова и действия. Они нуждаются в сопереживании. Лексикон обогащается, появляются предложения, речь становится более эмоциональной и выразительной.

К сведению! К 1,5-2 годам дети начинают говорить осознанно. Но, прежде чем овладеть взрослой речью, каждый малыш переживает период автономной.

Помощь родителей обязательна

Автономная речь малыша

Автономная речь ребенка — это первый язык маленького человечка, естественный и необходимый этап формирования навыков общения. Она так называется, потому что строится по законам, не похожим на правила строения человеческой речи. Здесь другие звуки, смысловые значения, формы связи. Этап автономной детской речи обычно приходится на период с 6-8 месяцев до 2-3 лет.

Автономная детская речь, это комплекс признаков:

  • Необычное сочетание звуков, не имеющих смысла.
  • Одни и те же звуки могут обозначать различные предметы, признаки или действия.
  • Общаться с помощью этой речи малыш может только с близкими людьми, понимающими значение его слов.
  • Слова не связаны грамматически.

  Особенности речевого развития у дошкольников

К сведению! Автономная речь не изолирована от взрослого языка. Говоря на своём языке, малыши понимают и слова родителей. Когда у них появляется потребность связно передавать свои мысли, автономный язык меняется на обычный.

Диагностика трудностей в речевой функции

Определить нарушение функции речи можно с помощью тестирования, опроса родителей и наблюдения за словесным поведением малыша. Выполнять эту работу должен специалист в соответствии с возрастными показателями. В итоге определяется уровень развития и степень нарушений речи.

Почему возникает задержка речевого развития?

Задержка развития может быть обусловлена различными факторами: от физиологических до психологических. Она обусловлена индивидуальными особенностями малыша, его потребностью общаться, домашней обстановкой или же нарушением слуха.

Сложные роды могут дать последствия

Возможные причины речевого отставания

Причины, по которым ребенок 2 2 не разговаривает, разнообразны. Это могут быть, как органические факторы (связанные с дисфункцией органов речи), так и функциональные, эндокринные, психосоматические и связанные с окружающей средой.

К органическим факторам относятся:

  • наследственность (нарушения передаются от родителей);
  • врождённые патологии (осложнения в период беременности);
  • перинатальные (осложнения во время родов, гипоксия);
  • постнатальные (после рождения).

Речевые трудности негативно сказываются на развитии мышления. Это может привести к проблемам в понимании слов и их воспроизведении.

Неврологические проблемы

Проблемы в понимании и воспроизведении речи тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Здесь важен психологический климат в семье, отношения между родителями, общение с малышом. Стресс, испуг, негативные эмоции способны причинить вред развивающемуся человеку.

Следствием могут стать различные отклонения:

  • заикание;
  • дизартрия (нарушение артикуляции);
  • дислалия (неправильное произношение, пропуск звуков);
  • расстройство экспрессивной речи.

К сведению! Эти проблемы поддаются коррекции и исправляются специалистом. Главное, вовремя их обозначить и обратиться в клинику.

Доктор Комаровский о нормах развития речи

По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, есть определённые нормы характеризующие уровень развития детской речи:

  • 6-12 месяцев — дети сознательно произносят слова «мама», «баба», «папа», «гав-гав».
  • 1-2 годика — впервые в лексикон входят слова с 3-4 слогами. Малыш может назвать родственников, описать предметы, действия. Стремится к общению, комментирует действия в играх. Пользуется словами и выражениями взрослых. Имеет в запасе 200-300 слов.
  • двухлетний и старше — строит предложения, активно пополняет лексикон, использует в общении мимику и жесты, формулирует просьбы, активно выражает свои чувства и эмоции.

Эти нормы носят приблизительный характер. Каждый развивается в своём индивидуальном темпе. Определить отклонение в развитии может только врач.

Как запустить речь у ребенка 2 лет?

Первое, что требуется родителям, чтобы разговорить молчуна — терпение и доброжелательность. Психология рекомендует:

  • больше обращаться к нему;
  • задавать вопросы;
  • читать стихи;
  • петь песенки;
  • регулировать степень волнений.
  • включать в разговор родственников;
  • обеспечить общение со сверстниками, играть в образные игры;
  • ограничить время пользования смартфоном, просмотра телевизора и прочих электронных средств.

  Основные признаки недоразвития речи дошкольника

Развитие речи и воспитание лингвистической культуры происходит исключительно в процессе живого общения, причем жесткие требования и указания стоит исключить.

Логопед поможет с произношением

К кому обращаться, если ребенок 2-5 года не разговаривает?

Если родителей волнует молчание маленького члена семьи, стоит его обследовать. Прежде всего, стоит проконсультироваться у врача-отоларинголога. С помощью специальной аппаратуры, доктор определит уровень слуха и диапазон звуков, воспринимаемый пациентом.

Если ребенок в два года не разговаривает, диагностировать патологии развития сможет детский невролог. Беседуя с мамой о том, когда малыш начал сидеть, ходить, лепетать, воспринимать речь взрослых, специалист сможет поставить диагноз и назначить лечение.

Важно! Обязательным будет обращение к логопеду, который определит нарушения речевого аппарата (короткая языковая уздечка, гипотонус мышц лица, языка).

Детский психолог, посредством специальных тестов, определит, есть ли у малыша отклонения в развитии, и связано ли это с психическими процессами.

Если выяснилось, что ребёнок физиологически нормален, нужно начать заниматься с ним самостоятельно. Есть множество приёмов активизировать его:

  • комментировать выполняемые действия;
  • хвалить за любую попытку говорить;
  • спрашивать малыша: «кто это, что это»;
  • читать детскую художественную литературу;
  • разучивать наизусть стишки, песенки;
  • ходить в гости к друзьям, у которых есть дети, лепить вместе тесто, общаться.

Создание в доме атмосферы добра и покоя, постоянное общение всех членов семьи друг с другом и малышом обязательно дадут положительный результат.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Речевой аппарат человека — сложнейший механизм для извлечения звуков. Правильным и чётким произношение будет только при условии подвижности и скоординированности работы всех органов. Добиться этого можно с помощью занятий и специальных упражнений.

Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребятишек дошкольного возраста. В непринуждённой форме ребята учатся:

  • правильно произносить звуки речи;
  • грамотно строить фразы;
  • развивать речевой аппарат.

Зубки «заборчиком» — полезное упражнение

Упражнения, игры, развивающие занятия для развития речи детей 2 лет

Дошколята должны представлять, как работает их речевой аппарат, слышать свою и чужую речь, определять ошибки в произношении и находить причины.

В этом помогут упражнения, которые нужно выполнять регулярно:

  • «Качели» (высунуть половину языка, направить его попеременно к носу, подбородку);
  • «Лошадка» (цокать язычком);
  • «Забор и трубочка» (губы раскрыть, показать «забор» из зубов, свернуть губы трубочкой, потянуть).

Литература по теме для родителей: Исенина Е. И. «Дословесный период развития речи у детей»

Работать над правильной дикцией помогает литература. Здесь представлены различные рифмовки, в которых есть сложные для произношения звуки. Каждый такой стишок нужно читать чётко, громко, не спеша, повторить 3-4 раза, увеличивая скорость произношения и меняя интонационную структуру.

Речевое обучение — процесс сложный для малыша. Ему нужно научиться произносить звуки речи, постигать значения слов и выстроить процесс общения. На каждом этапе рядом должен быть взрослый человек, который поддержит и научит.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/rebenok-2-2-ne-razgovarivaet

Почему двухлетний ребенок не говорит

Ребенок 2 года не разговаривает

Малышу два года. Он бесконечно изводит взрослых, по несколько раз тыча пальчиком на предметы вокруг, вопросительно мыча и требуя от взрослых ответа. Получает желаемое, внимательно слушает слово, но повторять не спешит. Родители волнуются: почему ребенок не говорит? Нужно срочно что-то делать или стоит подождать – авось «прорвет»?

Проблемный ли ребенок или он относится к тем особым детям, которые начинают говорить позднее сверстников, но развиваются потом стремительнее? Возможно, какой-то момент уже упущен, и причины того, что малыш до сих пор не разговаривает, надо искать в младенчестве? Столько вопросов и совсем нет ответов. Поэтому их следует найти. Мы предлагаем сделать это прямо сейчас.

Когда срочно нужна помощь врачей

Речь развивается по трем направлениям: развитие психики, тренировка артикуляции, обучающее общение. В каждом могут быть свои проблемы. В становлении речи участвуют все органы чувств, и нарушение хотя бы одного может привести к отставанию от общепринятой нормы.

Примерный рубеж устойчивого освоения разговорных навыков – 3 года. Затем наступает процесс усовершенствования речи: обогащение словарного запаса, развитие образности, усложнение фраз, освоение чтения и письма.

Период жизни до двух лет считается критическим в формировании речи в связи с активным развитием в это время области мозга, отвечающей за коммуникационные навыки. Чем раньше обратить внимание на несоответствие реакции малыша условным нормам, тем быстрее удастся понять, что делать и как преодолеть трудности.

Явные признаки отставания

Предлагаем рассмотреть признаки отставания детей в развитии и речи:

  • 3 месяца: дитя не гулит, не реагирует на звуки, шум, голоса, музыку, зов близких;
  • 4 месяца: лепет младенца вялый, он не произносит согласные (м, п, т);
  • 6 месяцев: малыш плохо различает или совсем не распознает интонацию голоса, не подражает ей;
  • 12 месяцев: не проявляет интереса к речи взрослых, не имитирует ее, обходится односложными словами или молчит, призывает к себе звуком или плачем;
  • 1,5 года: ребенок не произносит двусложные слова, индифферентно реагирует на просьбы;
  • 2 года: не может ответить на простой вопрос, показать названный предмет рядом с собой или на картинке.

Такая история событий свидетельствует о том, что причины, по которым ребенок не разговаривает, гораздо серьезнее, чем может показаться. Надо немедленно что-то делать, в первую очередь обратиться к врачам. Возможно, ребенку срочно требуется помощь детского психолога, невропатолога или хирургическое вмешательство.

Только тщательное обследование может выявить причины и поставить правильный диагноз:

  • патологии речевой системы (полости рта, нёба, языка, носовой перегородки, челюсти, лицевых мышц);
  • тугоухость;
  • расстройство зрения;
  • нарушение координации;
  • поражения центральной нервной системы.

Предпосылкой недугов могут быть тяжелые роды, генетическая предрасположенность, перенесенные травмы в ранний период до года, инфекционные заболевания матери во время вынашивания, применение антибиотиков. Вредные привычки родителей также негативно влияют на психическое и физическое здоровье будущего малыша.

Какими бы ни были причины отставания, падать духом ни в коем случае нельзя. Если ребенок не разговаривает из-за болезни, это не значит, что он не заговорит никогда. Два года – возраст, когда совсем еще не поздно. Комплексный подход в лечении, в системе развивающих занятий – основа нелегкого пути к физическому и психическому благополучию ребенка.

Если здоровье в норме

В случае, когда ребенок ведет себя, как все малыши его возраста, медики говорят, что все в порядке, но он не желает разговаривать ни в какую, следует искать другие причины неразговорчивости. Ведь чего-то все-таки недостает, или, наоборот, в избытке имеется то, что мешает. Возможные причины «неразговорчивости» малыша:

Любая просьба малыша, выраженная движением, жестом, звуком, немедленно исполняется. Так зачем напрягаться, делать попытки привлечь внимание словом, если можно показать пальчиком и помычать? Такое предугадывание любого желания не стимулирует ребенка к выражению просьб и эмоций словами.

О ребенке заботятся: он ухожен, опрятен, накормлен. Родители выполняют все, что нужно делать для его физического комфорта, но молча. Они мало общаются между собой и редко разговаривают с ребенком. Раз у родителей нет желания общаться с малышом, год от года угасает и его интерес. Если вовремя спохватиться, скорректировать поведение окружающих взрослых, ребенок быстро наверстает упущенное.

  • Стрессовая обстановка в семье

Не может быть речи о психологическом комфорте детей в неблагополучных семьях. Постоянный испуг от скандалов домочадцев в присутствии ребенка, крики заставляют малыша замыкаться в себе и все меньше и меньше реагировать на шум и речь.

Слишком навязчивое присутствие всех членов семьи в жизни ребенка тоже не стимулирует развитие речи. Малыш испытывает дискомфорт от бурного общения, многочисленных инструкций и команд взрослых. Окруженный постоянным неослабным вниманием, лишенный возможности остаться с самим собой для самостоятельных «исследований» окружающей обстановки, ребенок становится безынициативным и замкнутым.

  • Избыточная информационная среда

Не разговаривает малыш, который в свои 2 года привык «общаться» с телевизором. Постоянно включенный телевизор затрудняет восприятие речи взрослых. Быстрая смена кадров, частые резкие звуки формируют у детей клиповое сознание, в результате вместо осмысленной речи ребенок получает бессмысленные обрывки фраз, набор стереотипных образов.

Негативно влияет телевизор и на психику. «Телевизионные» дети теряют интерес к познанию, неэмоциональны, не умеют наблюдать и делать самостоятельные выводы, фантазировать, не хотят думать.

Ученые и врачи не советуют разрешать детям до 2 лет смотреть телевизор, поскольку это период активного формирования речи, слуха, зрения, всех навыков общения и восприятия окружающей среды. Развитие успешно только в общении с живыми людьми, когда ребенок подражает мимике взрослых, их интонациям, слушает живую речь, учится правильной артикуляции, овладевает навыками диалога.

Куда лучше телевизора способствуют развитию речи чтение книг, разглядывание ярких картинок, которые не спешат меняться и мельтешить перед детскими глазами и сознанием.

  • Недоразвитие мелкой моторики

Центры детского мозга, отвечающие за речевое развитие, тесно связаны с осязанием и координацией движений рук и глаз, со способностью ребенка манипулировать с мелкими предметами, совершать точные короткие движения.

Упражнения для развития мелкой моторики надо начинать делать с первого года жизни малыша. Если момент упущен, интенсивные занятия в более позднем возрасте помогут восстановить координацию. Для этого существует множество развивающих игр: шнурование, мозаика, конструкторы, лепка, рисование пальчиковыми красками.

Не стоит игнорировать такие простые причины, как характер и темперамент ребенка.Дети упрямые, с повышенным чувством противоречия, сопротивляются тем сильнее, чем упорнее на них пытаются давить взрослые в навязчивом желании услышать первое слово, «как положено».Ребенок-сангвиник, энергичный весельчак уже в 1,5 года бойко разговаривает при любой возможности.

Флегматичный, спокойный малыш может долго молчать, наблюдать, впитывать, не желая до поры до времени выразить себя в слове.

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/simptomy/pochemu-dvuhletnij-rebenok-ne-govorit.html

Ребенок в 2 года не разговаривает, но все понимает: причины, что делать, если плохо говорит в 3-5 лет

Ребенок 2 года не разговаривает

Если ребенок в 2 года не разговаривает – это не повод называть его умственно отсталым.

Есть множество факторов, приостанавливающих развитие речи: психологические аспекты, физиология, наследственность и пр. Некоторым нужно время, чтобы заговорить. Другим не обойтись без помощи специалиста.

Почему ребенок может не говорить в 2-5 лет?

Если ребенок в 2 года не разговаривает – это не повод называть его умственно отсталым

Возможные причины того, что малышу уже два года, а он не произносит никаких слов:

  • недостаток общения в семье, со сверстниками;
  • неврологические отклонения;
  • физиология;
  • психологическая травма;
  • отсутствие мотивации.

Неврологические отклонения

Нарушение речевого развития у детей от 2 до 5 лет часто связано с неврологическими нарушениями, вызванными:

  1. Родовыми травмами. Неправильное положение плода в утробе, физиологические особенности матери (например, узкий таз) являются предпосылками тяжелого родоразрешения.
  2. Гипоксией, асфиксией плода в момент вынашивания, во время родового процесса.
  3. Механическими травмами. Это последствия ударов в живот, неудачного падения будущей матери.
  4. Внутриутробной инфекцией. Часто она является причиной неправильного развития спинного или головного мозга.
  5. Гемолитической болезни новорожденного. Заболевание обусловлено иммунологической несовместимостью крови матери и ребенка.

После рождения за новорожденным нужно смотреть, исключается травматизм, воздействие негативных факторов. Нередко неврологические отклонения вызывает прививка АКДС.

Проблемы с речью могут появиться у детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • повышенным внутричерепным давлением;
  • перинатальной энцефалопатией;
  • эпилепсией;
  • синкопальным состоянием;
  • нервным тиком и т. п.

В этом случае помочь сможет только врач. При наличии патологии разговаривать ребенок будет плохо и в дальнейшем.

Физиологические проблемы

Иная причина – недостаточная развитость речевого аппарата, ослабленность мускулатуры челюсти

Отсутствие речи в 2-3 года нередко связано с глухотой. Глухие не в состоянии говорить, не распознают звуки. Задержка в развитии имеет место у плохо слышащих, необязательно быть глухим. Отоларинголог поможет понять причину тугоухости.

Иная причина – недостаточная развитость речевого аппарата, ослабленность мускулатуры челюсти, лица, тонуса языка. У таких детей часто открыт рот, течет слюна, рвотные позывы во время еды.

Плохо говорят дети с врожденной короткой подъязычной уздечкой, заячьей губой. Устранить данные дефекты можно хирургическим путем.

Важно! Если у родственников были задержки с развитием речи, то свою роль могла сыграть наследственность.

Аутизм

Молчание ребенка вызывает также аутизм. Расстройство характеризуется нарушением в работе головного мозга, отсутствием потребности в коммуникации. Передается патология генетически.

Указывает на наличие аутизма отсутствие:

  • зрительного контакта;
  • реагирования на свое имя;
  • улыбки на улыбку;
  • жестикулирования;
  • заинтересованности в окружающем мире.

Социальные причины

Немаловажно то, чтобы мама и папа постоянно общались, как друг с другом, так и с самим ребенком.

Немаловажно то, чтобы мама и папа постоянно общались, как друг с другом, так и с самим ребенком

Это нужно делать, когда малыш в утробе и после его появления на свет.

Трудно научиться говорить там, где тихо. Слова должны быть четкими, медленными и разборчивыми. Это даст возможность малышу хорошо воспринимать их, запоминать, повторять.

Психологические атаки негативным образом сказываются на речи. На ребенка нельзя кричать или ругаться в его присутствии.

Стоит ли паниковать?

Если ваш ребенок не говорит предложениями в 2 года, то нет причин для паники. Задуматься и обратиться к специалистам стоит, когда малыш не произносит простые слова.

Об умственной отсталости и иных проблемах будет также говорить отсутствие навыков самостоятельности. Малыш в два года уже обязан сам кушать, пить, выполнять простые просьбы окружающих.

Ориентировочные нормы

Существуют нормы, что должен уметь ребенок в определенном возрасте.

При этом важно помнить, что все относительно — каждый малыш индивидуален.

ВозрастЧто должен уметь
1-3 месяцаОбщается с окружающими при помощи звуков, криков. По интонации родители понимают, хорошо или плохо малышу
3-6 месяцевРебенок гулит. Может распознавать слова на слух. Они произносятся им неосознанно
6-12 месяцевНаблюдается детский лепет. Повторяются звуки, слоги
1-1,5 годаИдет активное воспроизведение разных звуков, увеличивается словарный запас. Повторяются короткие слова и слоги
1,5-2,5 годаМалыш произносит осознанно уже не только слова, но и короткие фразы. Словарный запас значительно расширился
2,5-3,5 годаПериод, когда происходит становление полноценной речи. Строятся грамматически правильные предложения

Важно! Девочки начинают говорить раньше, чем мальчики.

Что предпринять?

Девочки начинают говорить раньше, чем мальчики

Если ваш малыш в два года так и не начал общаться, вам стоит задуматься, все ли вы сделали, чтобы ему помочь. Никогда не ругайте кроху, не кричите из-за того, что он не говорит. Этим вы только отобьете желание к коммуникации.

Старайтесь, чтобы все окружение вело себя спокойно, дружелюбно и старалось помочь, подтолкнуть ребенка к желаемому.

Для этого:

  1. Больше разговаривайте с малышом. Делайте это медленно и четко. Все свои действия комментируйте.
  2. Чаще показывайте различные предметы и говорите, как они называются. Это делайте не только дома, но и на улице.
  3. Восхищайтесь любым произнесенным звуком из уст младенца. Старайтесь его хвалить. Тогда ему захочется делать это снова и снова.
  4. Больше беседуйте с ребенком. Всегда дожидайтесь ответов.
  5. Если малыш пытается чего-то добиться жестами или криком, делайте вид, что не понимаете. Это будет мотивация к произнесению вслух своего желания.
  6. Как можно раньше начните читать книги, петь песни.
  7. Не занимайтесь сюсюканьем. Говорите слова правильно, чтобы ребенок слышал нормальную речь.
  8. Вместе с ребенком говорите разные звуки.

Совет! Для заинтересованности лучше учить малыша словам в игровой форме.

Как должны вести себя родители

Правильное поведение родителей – основополагающий фактор развития речи у ребенка.

За правило возьмите себе такие рекомендации:

  1. Не молчите. Чаще беседуйте и разговаривайте с малышом, папой, бабушкой.
  2. Не кричите. Громкие звуки оттолкнут и испугают.
  3. Не стыдите. Различного рода обвинения, сравнение с другими отобьют желание к коммуникации.
  4. Проводите больше времени с ребенком. Взаимодействие с детьми, выполнение общих дел, общение – все это побуждает к произнесению слов, пополнению словарного запаса. Игра – оптимальное решение.

От поведения окружающих и отношения к ребенку членов семьи зависит детская активность. Чем больше времени уделяется детям, тем быстрее они развиваются, начинают разговаривать.

К кому пойти?

Если есть серьезные нарушения со стороны нервной системы, то логопед порекомендует проконсультироваться с невропатологом

Если вы сильно обеспокоены, видите серьезную проблему в молчании своего малыша, то стоит обратиться к врачу. Такими вопросами занимается логопед или логопед-дефектолог.

Если есть серьезные нарушения со стороны нервной системы, то логопед порекомендует проконсультироваться с невропатологом. Он в свою очередь обследует ребенка, при необходимости назначит лечение.

Если отклонений со стороны ЦНС нет, то достаточно будет занятий с логопедом. Он будет давать маленькому пациенту упражнения для развития артикуляционных навыков. Нелишним будет определить ребенка в логопедическую группу в детском саду.

Самим же родителям также не стоит расслабляться. Логопед будет давать домашние задания, которые рассчитаны на совместную работу родителя и ребенка.

Как побудить к разговору?

Чтобы малышу было интереснее, он захотел болтать, его нужно заинтересовать.

Для этого используйте:

  • детские песенки;
  • стишки;
  • загадки;
  • скороговорки;
  • игры.

Начало занятий не всегда должно быть спланировано. Ребенку не говорите, что сейчас вы будете чему-то учиться. Будьте фантазерами и актерами.

Игра №1 “Непонятливая мама”

Ребенок хочет конфетку, лежащую высоко. Жестами, звуками, плачем пытается выпросить у матери желаемый предмет. Не старайтесь моментально выполнять пожелание чада.

Начало занятий не всегда должно быть спланировано

Сделайте непонимающее лицо, занимайтесь другим делом. Не кричите, при этом улыбайтесь и смешно разводите руками. Подобную ситуацию делайте и с иными предметами. Это могут быть любимые игрушки, книжки, вещи. Вместо куклы давайте малышу машину. Это подтолкнет ребенка к произнесению слов.

Не забудьте предварительно сказать, как называется каждый предмет. Повторяйте слово несколько раз, чтобы ребенок хорошо запомнил слово.

В конце сформулируйте четкий вопрос. К примеру, держите в руке зайца и спросите: “Дать тебе зайку?”, а потом отдавайте и говорите: “Держи зайку”.

Если постоянно так играть, то в ближайшее время ребенок начнет повторять все за вами и просить то, что ему нужно словами.

Ни в коем случае не отдавайте предмет тогда, когда его требуют слезами и истериками. В таком случае вы никогда не добьетесь желаемого результата.

Игра №2 “Важное дело”

Малыши любят копировать взрослых и выполнять их поручения, если их потом за это хвалят. Старайтесь придумать такое задание, с которым без общения не справиться.

Подразумевается обращение к папе, бабушке, дедушке. Задания разовьют коммуникационные навыки, сформируют самостоятельность, ответственность.

Игра №3 “Закончи стишок вместо меня…”

Все дети любят стихотворные изречения. Если постоянно рассказывать интересный стишок, а потом случайно остановиться на последнем слове, то ребенок автоматически захочет его закончить. Это поможет разговорить малыша, пополнит словарный запас.

Развитие мелкой моторики

В мозге человека речевой и моторный центры находятся вблизи друг с другом. Чтобы активизировать речь, стимулируйте моторную деятельность пальцев.

Развить мелкую моторику помогут различные задания:

  1. Сбор игрушек. Разбросайте машинки, конструктор или мелкие мячики по полу, попросите ребенка пособирать. Сделайте задание вместе.
  2. Работа с крупой. Соедините гречку, рис, перловку. Попросите расфасовать все отдельно. Предварительно покажите, как делать правильно.
  3. Выучите “Ладушки” и “Сорока-ворона”. Тут работают руки, развивается речь.

Экспериментировать можно с любыми предметами: палочками, пуговицами, ручками, прочее.

Советы логопедов

Начинать обучение речи логопеды рекомендуют с простых слов. Изначально прорабатывайте звуки, буквосочетания, фигурирующие в речи малыша. Формируйте слова с ними. Распространенные – «мама», «папа», «баба», «деда».

Чаще беседуйте с ребенком, радуйтесь успехам.

Если не получается справиться самостоятельно, обратитесь к профессионалу. Логопед найдет правильный путь к маленькому пациенту.

Заключение

Чтобы ребенок начал рано разговаривать, всесторонне развивайте его. С первого года жизни работайте над мелкой моторикой. В семье важна дружелюбная обстановка и постоянное общение.

Источник: https://Favoritca.com/obschenie-s-detmi/rebenok-v-2-goda-ne-razgovarivaet.html

Ребенок не говорит в 2 года: возможные причины и советы специалистов

Ребенок 2 года не разговаривает

Все родители желают, чтобы их любимые дети развивались в соответствии с возрастными нормами. К сожалению, происходят случаи, когда у малышей наблюдается задержка развития, в частности  довольно распространенная проблема, когда ребенок не говорит в 2 года. В связи с этим важно разобраться в возможных причинах и помочь заговорить своему любимому чаду.

Почему малыш не говорит?

Существует множество факторов, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Наиболее часто встречающимися являются следующие причины:

  1. Нарушение работы слухового аппарата. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, у него возникают проблемы и с восприятием речи других людей. Когда у ребенка наблюдается тяжелая степень, например, глухота, он не способен разговаривать вообще либо произносит слова с сильным искажением.
  2. Наследственная предрасположенность. Бывает, что дети, родители которых начали говорить поздно, сталкиваются с такой же проблемой. Ничего удивительного в этом нет. Но если кроха даже к 3 годам не начинает разговаривать, то следует обеспокоиться и проконсультироваться со специалистом.
  3. Ослабление организма. Плохое речевое развитие может быть вызвано и тем, что малыш родился недоношенным либо страдает серьезной патологией, которая способствует задержке развития нервной системы.
  4. Испуг или психологическая травма. Такое возможно, к примеру, если ребенка слишком рано оторвали от матери. Выявить психологическую травму можно, обратив внимание на некоторые проявления. Такие малыши часто пугаются, вздрагивают от громкого шума, вида человека и прочего, а также страдают недержанием мочи.
  5. Дефицит внимания. Тот факт, что родители ввиду занятости слишком мало уделяют внимание своим деткам, может привести к речевому расстройству. Нужно всегда обращать внимание, когда малыш обращается, что-то просит, не стоит игнорировать его, ссылаясь на занятость. В результате ребенок может начать общаться намного позже своих ровесников.
  6. Чрезмерная опека. Но и перебарщивать с опекой детей также не следует. Если родители всегда удовлетворяют потребности малыша сразу же, как только он чего-то захочет, то у него отпадает необходимость разговаривать и объяснять свои потребности и желания.

Многие родители считают, что девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Соответственно и говорить должны начинать первыми. Однако, не существует никаких научных подтверждений, которые бы обосновали такое мнение. Поэтому не стоит обращать на это внимание.

Случается и такое, что дети не желают разговаривать в 2 и даже 3 года, а затем начинают неожиданно для всех говорить, причем речь развивается очень быстро и за короткий промежуток времени идет целыми предложениями. Поэтому не следует беспокоиться, если кроха отлично понимает речь взрослых и нормально развивается во всех остальных направлениях. Выполняйте рекомендации, описанные в этой статье, и запаситесь терпением.

Но обязательно обращайте внимание на нарушения в развитии ребенка. Это может служить сигналом очень серьезных патологий.

Заболевания нервной системы как причина задержки развития речи

Развитие нервной системы играет важнейшую роль для всего организма, в том числе и для деятельности речевого аппарата. Фактором, почему ребенок не говорит в 2 года, может стать патология данной системы. Выделяют несколько форм речевого расстройства:

  • Дизартрия.
  • Афазия.
  • Моторная алалия.
  • Сенсорная алалия.

Дизартрия

Данное нарушение может протекать в средней, тяжелой и стертой степенях. Пациентов беспокоит сбивчивый ритм дыхания, наблюдается гнусавый оттенок голоса, произношение звуков смазывается, как будто ребенок говорит в нос.

Если малыш страдает тяжелой формой патологии, то нарушается тонус лицевой мышечной ткани, она становится слишком расслабленной либо, наоборот, напряженной.
Малыш не способен поднимать вверх язык, высовывать его, доставать до уголков ротовой полости. Наблюдается дрожь языка. Если пациент старается его удержать, то он приобретает синий оттенок, вызывается обильное отделение слюны.

К тому же у ребенка нарушается крупная и мелкая моторика. Он теряет способность прыгать, стоять на одной ноге, замечается неловкость рук, невозможность удерживать равновесие.

Возникнуть такой недуг может вследствие асфиксии или родовой травмы, повреждения или наличия новообразования в головном мозге, наследственная предрасположенность к заболеваниям центральной нервной системы.

Афазия

Эта патология также может быть причиной, почему ребенок не говорит в 2 года. Бывает, что у малыша нормально развивается слух и органы артикуляции, но происходит нарушение речи, которая уже начала формироваться. При афазии речь ребенка начинает искажаться, теряется смысл фраз, плохо произносятся звуки.

Данная патология может привести к тому, что произойдет задержка интеллектуального развития крохи. Расстройство может возникнуть, вследствие того, что ребенок получил травму головы, страдает опухолью либо воспалением мозга.

Моторная алалия

Это заболевание может проявляться в различных отклонениях. Ребенок может полностью не разговаривать, а может просто плохо говорить, путая окончания, склонение и так далее.
При тяжелой степени ребенок не может говорить в 2 года, хотя и воспринимает речь взрослого. При этом ребенок даже не способен самостоятельно расположить губы и язык в необходимое положение.

К причинам развития данного расстройства относится повреждение клеток тех частей головного мозга, которые отвечают за деятельность речевого аппарата, либо задержка их развития из-за травмы во время родов, перенесения инфекционных заболеваний, негативного влияния токсичных веществ на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

Дети, страдающие этой патологией, не понимают смысла речи окружающих людей, даже не могут воспринять отдельное слово. В некоторых случаях у пациента наблюдается такое состояние, когда он плохо говорит, произнося слова бессмысленно и бессвязно. Также возможно, что у малыша затормозится интеллектуальное развитие, появится раздражительность, проблемы с крупной и мелкой моторикой.

Из всего этого нужно сделать вывод, что при проявлении каких-либо выше перечисленных симптомов необходимо срочно обращаться к специалистам.

Советы психологов

Если ребенок в 2 года не разговаривает, то проблемы могут носить психологический характер. В связи с этим стоит проконсультироваться и с психологом. Данные специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Чаще проводить такую игру, как подражание звукам животных или природы. К примеру, можно продемонстрировать малышу, как дует ветер «ууууу», в это время дуть на ребенка. Кроха обязательно постарается сделать то же самое. Также можно применить эту игру в процессе купания, воспроизводя звуки воды.
  2. Еще лучше будет, если родители совместят двигательную активность с изучением слов. Ведь большинство деток не любят сидеть на месте, поэтому могут не заинтересоваться игрой в одни слова. Для таких активных малышей рекомендуется проводить игру «Ладушки», показывать действия из какой-нибудь сказки и прочее.
  3. Нужно постоянно говорить обо всем, что происходит вокруг. Даже в процессе кормления ребенка необходимо говорить, что ему дают, почему это нужно кушать и так далее. Или усаживая в коляску, говорить, а какой предмет он садится, куда сейчас повезет его мама.
  4. Хорошей обстановкой для развития, является та, в которой присутствуют и другие малыши. Дети быстрее учатся разговаривать, общаясь со своими ровесниками.
  5. Важным занятием является чтение детских книжек. В процессе нужно делать паузы, акцептировать внимание крохи на тех словах, которые ему уже знакомы, давать возможность произносить их.
  6. Петь колыбельные песенки перед сном – это также прекрасный вариант упражнения для тех, кто плохо говорит. При этом нужно медленно растягивать слова в процессе пения, чтобы малыш мог их усваивать и в дальнейшем произносить.
  7. Обязательно требуется развивать мелкую моторику ребенка, которая тесно связана с деятельностью речевого аппарат. Нужно давать крохе щупать мелкие игрушки, к примеру, камушки, пуговицы, крупу и прочее. В современных детских магазинах можно найти огромное количество предметов, изготовленных именно для того, чтобы дети развивали мелкую моторику.

Мало знать способы, которые помогут развить речь, если ребенок не хочет говорить в 2 года. Самое главное, это сделать так, чтобы все занятия проходили интересно для самого малыша. В противном случае он просто не будет слушать родителей, думая, что его заставляют разговаривать.

Родителям необходимо проводить тренировки в форме игры, проявлять доброжелательность, демонстрировать, как это весело узнавать что-то новое. Тогда кроха намного быстрее привыкнет к окружающему его миру и станет активно принимать участие в его познании и озвучивании.

Стоит обратить внимание на то, что происходит внутри семьи. Должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок в 2 года сам желал общаться с родителями. Не следует слишком сильно опекать свое чадо. Дети быстрее начнут развиваться, если в центре внимания будут объекты внешнего мира, их свойства, а не сам ребенок.

Также родителям стоит внимательнее присматриваться к своему малышу, возможно, получится самим подобрать наиболее оптимальный способ развития речи, который будет уместен в конкретной ситуации. Например, если ребенок любит слушать песни, то нужно чаще включать их, тогда он охотнее будет пополнять свой словарный запас.

Таким образом, способов, что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает, множество. Если родители не могут сами справиться с речевым развитием своего чада, то не стоит медлить с визитом к специалисту. Он разработает специальный комплекс упражнений, который нужно выполнять ежедневно, и будет наблюдать за динамикой развития речевого аппарата.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/rebenok-ne-govorit-v-2-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.