Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

Содержание

Способы лечения задержки речевого развития у детей

Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка.

При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм.

Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью артикуляционной разминки в 7-летнем возрасте.

Задержка речевого развития

Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное речевое нарушение имеет последствие и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.

С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.

Виды лечения и особенности

При диагностировании такого нарушения, как задержка речевого развития, чем лечить патологию определяет специалист.

Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.

В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:

  1. Медикаментозная терапия. После тщательного обследования малыша невролог назначает ему прием определенных лекарственных препаратов, действие которых направленно на активизацию деятельности речевых центров и подпитку нейронов головного мозга. Родителям категорически запрещено самостоятельно давать такие препараты ребенку, поскольку назначать их должен только специалист, с учетом запущенности заболевания и индивидуальных особенностей организма.
  2. Физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия при задержке речевого развития у детей включает проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии. Благодаря им удается нормализовать работу отдельных участков мозга, отвечающих за речь. Проводить такие процедуры разрешается с 2 лет, но противопоказаниями служат расстройства психики, судороги и эпилепсия.
  3. Занятия с педагогом-дефектологом. Прием лекарственных препаратов и физиотерапевтическое лечение должны сопровождаться работой со специалистами по коррекции речи. Благодаря ежедневным занятиям удается устранить дефекты развития и не допустить возможного возникновения речевого торможения. Кроме этого, специалисты учат ребенка преодолевать трудности в процессе лечения, а вся работа проводится по индивидуальному плану, в форме игры.

По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.

Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.

Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.

Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.

Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.

Применение массажа для лечения

Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.

Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.

Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.

Дополнительные рекомендации и полезные советы

Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:

  • Музыкальные игры. Они помогают концентрировать внимание ребенка, учат его быть сосредоточенным и замечать изменения ритма. Следует предложить малышу поиграть на различных музыкальных инструментах либо угадать голоса домашних животных.
  • Пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук отражается на работе артикуляционного аппарата. Малышу можно предложить поиграть с конструктором, фасолинами, пуговицами, шнуровкой либо сложить паззлы.
  • Подвижные игры. Словарь стимулируют игры, которые требуют навыка ориентировки в окружающем пространстве и умения изменять скорость движений.
  • Совершенствование зрительного внимания. Особенно эффективны при формировании речи у ребенка игры с различными фигурами, специальными карточками и цветными предметами.

В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.

Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри.

Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.

В заключение

Даже самые правильные методики борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.

Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya.html

Задержка речевого развития или ЗРР — причины, симптомы, коррекция

Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.

И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.

Признаки задержки речевого развития

Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют ой, артикуляционный и дыхательный отделы.

Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.

Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.

Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.

К признакам ЗРР относятся:

  • отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
  • отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
  • неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
  • невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
  • неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
  • предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.

Причины задержки речевого развития у детей

Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.

Биологические предпосылки ЗРР:

  • тугоухость;
  • гипоксии;
  • незначительные мозговые дисфункции;
  • недоношенность или рождение позже установленного срока;
  • травмы во время родов;
  • недоразвитость мышц рта и лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после вакцинации;
  • гипотрофия.

Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.

Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.

В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, ые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Возможные последствия

Если родители вовремя предпринимают меры и отправляют ребенка к логопеду или психологу, никаких негативных последствий не будет. Оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Чем позднее мама спохватится, тем сложнее будет протекать коррекция.

При позднем обращении к специалисту или игнорированию отсутствия речи задержки психического развития приводят:

  • к отставанию ребенка от сверстников в психологическом и интеллектуальном смыслах;
  • к усилению этого различия по мере взросления: чем старше ребенок становится, тем более очевидным будет его отставание;
  • к ошибочному построению речи, упрощенному мышлению;
  • к трудностям во время учебы.

Ребенку будет сложно адаптироваться в коллективе, в будущем будет все сложнее выстраивать отношения и становиться частью социума.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.

Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где «учитель» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.

Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:

  • логопедический массаж;
  • прием ноотропных средств;
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.

Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.

Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.

Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.

Логопеды чаще всего используют несколько методов:

  • лечебные дидактические игры (упражнения);
  • творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).

Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.

Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).

К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.

Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.

Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.

Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.

Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Задержка речи: необходимые обследования неговорящего ребенка

Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет.

    Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача.

    Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

  2. Логопед-дефектолог.

    Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше.

    В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).

  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы.

    Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга.

    В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).

  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы.

    Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник: https://emberint.ru/articles/zrr_obsledovanie/

Что такое ЗРР (задержка речевого развития)?

Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание ребенка в процессе развития речевых способностей. Патология характерна для детей возрастом до 4 лет.

На правильную постановку речи влияет множество факторов с самых первых дней жизни малыша. Помимо этого, развитие каждого ребенка – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому сравнивать детей между собой некорректно.

Но понимать границы нормального формирования навыков общения от ненормального – главная задача родителей. На раннем этапе отставания ребенка от сверстников намного проще устранить проблему.

Общепринятые нормы

Для определения степени развития ребенка существуют четкие нормы, которые помогают самостоятельно узнать о наличии проблем с общением:

ВозрастУмения
1 год – 1 год 6 месяцевРебенок понимает, что от него хотят взрослые. Реагирует, когда его зовут. Показывает пальцем на предметы, если его просят родители. Словарный запас примерно 20 слов.
2 годаСоставляет предложение из двух слов.
2 года 6 месяцевСловарный запас 300 слов.
3 годаМалыш может описать, что нарисовано на картинке и рассказать о себе.
4 года – 4 года 5 месяцевНачинает пытаться составлять предложения из четырех слов. Ребенок способен ответить на любой вопрос.
6 – 7 летРебенок активно поддерживает беседу. В его распоряжении минимум 1000 слов.

Важно: У девочек нормальным считается отклонение от общих показателей на 3 месяца. Мальчики могут отставать на 5 месяцев.

Обращаться за помощью к специалисту следует, если ребенок в 3 года практически не разговаривает и не понимает обращений в свой адрес.

 Загрузка …

Симптомы ЗРР

Основные признаки, свидетельствующие о ненормальном развитии речевых способностей у детей до 4 лет:

  • отсутствуют проявления формирования речи с 6 месяцев до 1 года;
  • ребенок плохо произносит звуки и не реагирует на речь взрослых в первый год жизни;
  • в полтора года не стремится повторять слова;
  • малыш не выполняет простых просьб родителей в 2 года;
  • после 2 лет не выговаривает отдельных слов;
  • в 2 года 6 месяцев не понимает значение простых слов;
  • в 3 года не разговаривает предложениями, состоящими из 2-3 слов;
  • кроха заменяет слова жестами;
  • звукопроизношение нарушено;
  • ребенок не говорит названия простых предметов;
  • не знает, как позвать родителей;
  • не понимает значение вопросов.

Чтобы исключить или подтвердить диагноз ЗРР необходимо при первом проявлении даже одного симптома обратиться к специалисту за консультацией.

Причины

Факторы, влияющие на неспособность ребенка говорить:

  1. Беременность и роды. В эту группу факторов входят:
  • неправильный образ жизни матери во время вынашивания малыша (курение, алкоголизм, употребление наркотических веществ);
  • патологии беременности (недоношенность);
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы во время родов и многое другое.
  1. Недостаточное развитие речевого аппарата. Слабый тонус мышц лица обычно связан с ранним отлучением от груди. Ребенок постоянно теряет еду изо рта, не может жевать твердую пищу. Во рту скапливается много слюны.
  2. Плохая сосредоточенность слухового внимания. Малыш не концентрируется на дальних звуках. Не понимает длинных предложений.
  3. Нарушение слуха. Чтобы кроха начал говорить, он должен хорошо слышать все звуки. Хороший слух является одним из важнейших компонентов для нормального психологического, умственного и речевого развития.

Причинами ЗРР могут стать различные травмы головы. Инфекционные и вирусные заболевания способные вызывать осложнения на органы слуха и, как следствие, воздействовать на задержку речи. Стрессовые ситуации и неврозы влияют на коммуникабельность малыша, и желание разговаривать со взрослыми.

Последствия

В первую очередь ЗРР несет ущерб психическому здоровью. Возникают трудности в общении со сверстниками. Малыш не способен высказать желания и от этого может замкнуться в себе. Затрудняется воображение и понимание происходящих действий вокруг.

Малыш будет плохо воспринимать обращенную к нему речь. У таких детей наблюдается повышенная раздражительность из-за неумения проговаривать мысли вслух. Словарный запас ребенка с таким диагнозом минимальный.

Не пропустите:  Логопедия. Что это?

В некоторых случаях дети могут не понимать обращение к ним жестами и мимикой. Следствием всего вышесказанного становится общая отсталость в развитии.

Диагностика

Чтобы поставить окончательный диагноз ЗРР и понять, что это означает для ребенка нужно обратиться к таким специалистам:

  • детскому педиатру;
  • неврологу;
  • отоларингологу;
  • психиатру;
  • остеопату;
  • логопеду.

Педиатр осмотрит ребенка и определит, к какому специалисту необходимо обращаться за помощью. Также выявит возможные причины отклонения в развитии речи.

Неврологические обследования нужно пройти, чтобы исключить поражения головного мозга. ЭЭГ при ЗРР показывает функциональную способность мозга.

Отоларинголог проверяет наличие заболеваний, связанных со слухом, глоткой, носом и горлом.

Психиатрическое заключение необходимо для оценки эмоционального состояния малыша. Также психиатр определяет влияние атмосферы в доме на психику ребенка.

Остеопат при ЗРР у детей определяет присутствие дисфункций мышц речевого аппарата. Обследует степень подвижности языка. 

Логопедическая диагностика проводится с помощью анализа заключений специалистов. Логопеды оценивают уровень развития моторики, речевого аппарата, звукопроизношение, фонематическое восприятие, а также слуховые и зрительные реакции. Проверяется общее развитие ребенка, словарный запас и активность употребления слов.

Профилактика задержки речи

Чтобы предотвратить проблему в будущем нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • женщинам во время беременности вести здоровый образ жизни;
  • развивать ребенка с раннего возраста;
  • устроить благоприятную семейную обстановку;
  • уделять внимание и побольше разговаривать с малышом с самого рождения;
  • два раза в год посещать отоларинголога;
  • обращаться за помощью к логопеду при первых же признаках отставания и в целях профилактики;
  • исключить все возможные факторы развития симптоматики ЗРР.

Своевременно оказанная помощь ребенку значительно ускорит процесс формирования речи.

Рекомендации родителям

Речь – один из самых важных навыков, который способствует формированию личности и адаптации маленького человечка в социуме. Даже физически здоровому ребенку необходимо оказывать помощь в развитии умения правильно говорить.

Родители должны предоставить все условия для выработки речи у ребенка. Основные из них:

  • игры с задействованием пальцев. Самая известная игра «Сорока – ворона». Раздражение нервных окончаний на кончиках пальцев способствует активной работе нейронов головного мозга;
  • рисование. Здесь можно использовать не только привычные карандаши, но и песок;
  • пение. Разучивайте с малышом детские песенки и учите на память стихотворения;
  • лепка. Создавайте фигурки из пластилина или специальной глины;
  • картинки. Показывайте ребенку разные картинки животных, растений, овощей и фруктов. Проговаривайте вместе каждое название.
  • чтение. Читайте побольше сказок и коротеньких рассказов с иллюстрациями.
  • музыка. Танцуйте вместе с крохой;
  • настольные игры. При выборе игры учитывайте возраст малыша;
  • массаж. Мягкое воздействие на мышцы дает расслабление и снимает усталость. После процедуры дети лучше воспринимают информацию.

Покупайте специальные игрушки, которые развивают мелкую моторику. (например — бизиборд или геоборд). Если нет возможности купить, то их можно сделать. Для таких целей подходят крупы, макароны и орехи. С их помощью активизируются нейроны мозга.

Регулярное проговаривание названий предметов вокруг обеспечивает развитие речевых способностей в будущем. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Но не слишком долго, крохе хватит 20 минут. В зависимости от возраста время можно сокращать или прибавлять по 5 минут.

Выполнение данных рекомендаций в комплексе с лечением препаратами способствует скорейшему выздоровлению ребенка.

Заключение

Задержка речевого развития – это не сложная патология. Но она требует внимательного отношения к малышу. Своевременное воздействие на дефекты речевого развития поможет избежать проблем в будущем.

Родители часто задают вопрос: «Потянет ли ребенок со школой с ЗРР?» Ответ: «да, потянет, если вовремя обнаружить проблему и начать комплексно заниматься».

Не пропустите:  Что такое ЗПРР и как её корректировать?

Источник: https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/zrr.html

Задержка речевого развития у детей (ЗРР, ЗПРР)

Плахое ЭЭГ, при задержке речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к  формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития или другое расстройство?

Признаки задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы.

Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки.

Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой.

К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова».

Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как : «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите здесь.

Также читайте по теме: Задержка речевого развития — стоит ли беспокоиться?

Источник: https://www.drlevit.com/zaderzhka-rechevogo-razvitia/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.