Ребёнок начал бояться подбрасываний
Содержание
Советы психолога: что делать, если ребенок боится врачей
Нередко родители сталкиваются с детской боязнью врачей, полным нежеланием ребенка переступать порог медицинского учреждения. В очереди маленькие трусишки устраивают истерики бедной мамочке, незнающей как справиться с испуганным малышом. Чаще подобным страхам подвержены детки до шестилетнего возраста, прекрасно понимающие, почему их ведут в больницу.
Как научить ребенка не бояться? В данной статье мы постараемся разобраться в причинах детского страха и обратимся к рекомендациям психологов, которые помогут перестать бояться.
Причинами зарождения в детской психике страха посещения поликлиники и общения с врачами различны. Часто родители сами способствуют тому, что дети начинают бояться людей в белых халатах.
«Тебя врач заберет».
«Дяде-врачу отдам».
Такие комментарии лишь провоцируют страх ребенка перед медицинским персоналом.
- Наиболее частым фактором неприязни становиться причинение боли человеком в белом халате. Очень часто это реакция на уколы, прививки, сдачу анализа крови, которые имели место в жизни малыша. Поэтому здесь страх — защитная реакция. Логика ребенка проста: если я пойду к врачу, мне снова сделают больно, а буду сопротивляться, возможно сжалятся и оставят в покое.
- Также ребенок может бояться медицинских инструментов, присутствующих в кабинете доктора: стетоскоп и шпатель для проверки горла в арсенале обычного педиатра, а чего уже говорить о стоматологических принадлежностях в кабинете зубного врача…
- Возможной причиной почему ребенок боится врачей может быть методика воспитания: родители пугают малыша медицинскими процедурами, когда тот не хочет обедать либо укладываться спать.
- Нередко ребенок просто боится неизвестности: ему не понятно, зачем мама привела его в такое учреждение. Эта причина вполне вероятна, если малышу не объяснили почему нужно идти к врачу.
Чтобы отучить ребенка бояться врачей, необходимо выяснить истинные причины негативной реакции.
Как отучить ребенка бояться доктора
Когда причины неприязни выявлены, можно приступать к их устранению. Подход напрямую зависит от причины, которая вызывает боязнь. Это, как мы уже выяснили, могут быть:
- домашние пугалки, в которых отрицательный персонаж — доктор и его действия;
- пугающая неизвестность и непонимание зачем нужно ходить в медицинское учреждение;
- боязнь незнакомого чужого человека;
- боль и неприятные ощущения, причиненные ребенку медицинскими процедурами.
- Виной детского страха является запугивание домочадцами? Необходимо отказаться от подобной методики влияния на ребенка, дабы не вызывать негативных ассоциаций.
Елизавета, мама пятилетнего Антона:
«У нас эта проблема с возрастом стала не такой острой. Мы часто читаем про Айболита, в прошлом году купили докторский набор. Сын ставит игрушкам уколы, слушает их, дает микстуры.
На приеме стараюсь не переживать и спокойно разговариваю с медиком. А когда собираемся в поликлинику, обязательно говорю, что там будут делать, объясняю назначение инструментов.
Антон понимает, что это небольно и неопасно, бояться нечего».
- Пугают медицинские принадлежности, назначение которых ребенку не понятно? Постарайтесь объяснить, для чего они необходимы. Купите игровые карточки (если ребенку 1-2 года), раскраски, книги (Айболит К. Чуковского) или детский докторский набор, и в игровой форме объясните малышу их предназначение. Когда вы придете на прием, медицинские инструменты не будут казаться ему страшными загадками.
«У нас была подобная ситуация… Сын впадал в истерику, увидев человека в белом халате. Но однажды пришли к стоматологу, который смог с ним подружиться, и Витя вообще у него не плакал. А дома даже спросил: «Когда мы еще пойдем вырывать зубки?» Доктор спросил его об игрушках, о том, как прошел день, ласково улыбался. Поэтому Витя убедился, что дядя совсем не злой и не желает ему зла»
- Расскажите об участковом педиатре. Уверьте, врач — добрая тетя, которая хочет, чтобы детки были здоровы. Врач должен уметь контактировать с ребенком, находить общий язык.
- Если страх вызван болевыми ощущениями, постарайтесь объяснить, что поход к доктору не всегда подразумевает врачебные манипуляции. Тетя — врач может просто проверить горло и послушать дыхание при помощи стетоскопа, — это не больно. Цель визита — сдача крови или прививочная инъекция? Постарайтесь объяснить важность данной манипуляции. Не стоит врать, что это не больно, дабы не сделать неприятный «сюрприз» малышу, но и заострять на этом внимание тоже не нужно.
- Всегда объясняйте ребенку зачем нужно это сделать, расскажите о вашем детстве, — ребенок должен чувствовать поддержку родного человека.
Марина, мама трехлетней Кати:
«Моя дочь очень боялась врачей. Отказывалась осматриваться. В следующий поход мы взяли с собой ее любимого медвежонка. Я рассказала, что мишке нужна помощь доктора.
Мы пошли лечить не ребенка, а любимого плюшевого друга. Доктор быстро поняла, в чем дело, тщательно «лечила» мишку, а только потом занялась Катюшкой.
С тех пор мы с искренней радостью ходим к доброй тете, чтобы подлечить …медведя».
- Включите в поход в поликлинику момент игры. Дети наделяют игрушки человеческими качествами. При визите к врачу возьмите любимую игрушку малыша и обыграйте момент осмотра.
Подготовка к визиту в поликлинику: как научить не бояться врачей
В ближайшее время вам необходимо посетить доктора? Подготовьтесь к визиту заранее: спланируйте время, с учетом графика малыша (визит не должен быть во время дневного сна).
Желательно заранее подготовить кроху к предстоящей встрече с доктором. Можно за несколько дней предупредить ребенка о предстоящем событии. Объясните важность будущего мероприятия, понимая, для чего необходимо сделать прививку или запломбировать больной зуб, ребенок по-другому оценит ситуацию.
Можно взять с собой старшего ребенка, как правило, детки хорошо понимают и прислушиваются друг к другу. А если старшая сестра или брат для малыша авторитет, он обязательно смело перенесет визит к врачу.
Очень часто в детских поликлиниках приходится долго дожидаться очереди и для детей это довольно мучительное испытание. Скоротать время помогут любимые игрушки или книги. Можно купить новенькую игрушку, — она обязательно увлечет малыша.
Ребенок боится? Окажите эмоциональную поддержку, приведя пример из собственного детства. Расскажите, что вам делали прививки, но вы держались молодцом. Не ругайте и не сравнивайте с другими детьми, — это не добавит уверенности.Пообещайте сладкий приз или поход в детский центр (цирк, зоопарк, дельфинарий), если он справится, — это будет своеобразным стимулом проявить мужество и перестать бояться.
- книга или игрушка, мамин телефон с мультиком или игрой;
- рассказ из маминого детства о посещении доктора;
- будущий сладкий бонус;
- посещение интересного мероприятия.
Здесь главное ориентироваться на интересы своего ребенка, и у вас получиться подобрать волшебный ключик.
Если малыш закатил истерику в кабинете доктора, не кричите на него, а возьмите на руки и выйдете из кабинета. Постарайтесь переключить внимание на другой предмет и когда истерика сойдет на нет, начинайте говорить о необходимости показаться доктору. задача — убедить ребенка перестать бояться и сделать все необходимые манипуляции.
Получилось уговорить зайти к доктору и выполнить медицинское предписание, — обязательно похвалите малыша и скажите, что он очень смелый и отважный ребенок!
Объясните ребенку, что посещать врачей нужно, чтобы быть здоровым, и он вскоре перестанет бояться.
Хотите отучить ребенка бояться? Следуйте этим несложным советам:
Идеальный вариант — чтение Айболита. На примере этой доброй сказки можно объяснить, что основная задача доктора — это лечить больных и делать их счастливыми и здоровыми. Обратите внимание ребенка на то, как звери страдали пока их не посетил Айболит, и как они стали вести себя после лечения.
Купите детский медицинский набор и поиграйте с крохой в больничку. Дайте возможность побыть ему в роли доктора, пусть он попробует поставить градусник, сделать укол или послушать вас стетоскопом. Со временем к ребенку придет понимание, что ничего страшного в медицинских инструментах нет. Вполне вероятно, что на следующем визите у доктора малыш тоже решит, что это игра.
Малыш панически боится прививок, расскажите, что все детки через это проходят и вы в свое время стоически переносили эти неприятные, но необходимые процедуры.
Объясните ребенку, что врач — это не злой дядя, который хочет причинить боль, а добрый. Расскажите, почему врач может иногда делать больно.Малыш всегда плакал при посещении кабинета врача, но в этот раз проявил мужество? Обязательно похвалите за это и скажите, что гордитесь им.
Если малыш по-прежнему боится, убедите, что вы всегда рядом и ничего плохого случиться не может. Наберитесь терпения и ни в коем случае не ругайте и не угрожайте, если кроха пока не может побороть страх.
Не будем кривить душой, и согласимся со мнением, что все врачи разные, и среди них встречаются как умеющие найти общий язык с детьми, так и совсем далекие от знания детской психологии эскулапы.
Если у вас есть возможность найти подходящего и тактичного врача, обязательно сделайте это. Пройдитесь по городским форумам и почитайте отзывы мам о педиатрах. Так вы будете знать к какому врачу можно идти смело, а какого стоит обходить дальней дорогой.
Ребенка пугают больничные стены? Вызывайте врача на дом, это поможет малышу не так болезненно перенести встречу.
И самое главное: всегда искренне радуйтесь за ребенка, хвалите за смелость и вскоре вы будете вместе смеяться над былыми страхами.
Похожие посты
Источник: https://mamsy.ru/blog/sovety-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-boitsya-vrachej/
Ребенок панически боится насекомых до истерики — что делать?
Родители часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок боится насекомых. Взрослые не всегда воспринимают ситуацию всерьез, хотя боязнь травмирует психику ребенка. Высмеивание страха неуместно, так как это приводит к зарождению у малыша комплекса ущербности. Поэтому важно знать, что делать, если ребенок боится насекомого.
- 1 Причины появления боязни
- 2 Способы борьбы с инсектофобией
Причины появления боязни
Вопрос о том, как научить малыша спокойно реагировать на появление вредителей, стоит отложить. В первую очередь необходимо разобраться с причиной возникновения фобии. Страх появляется по следующим причинам:
- поведение близких людей;
- внушение страха;
- впечатлительность;
- запугивание;
- дискомфортные ситуации.
Ребенок боится насекомых
Малыш панически боится насекомых из-за поведения родных людей. Возможно, что у кого-то из родителей, родственников или знакомых есть подобная фобия. Боязнь нельзя назвать наследственной. Она порождается примером. Малыш ведет себя таким же образом, как и те, с кем он проводит много времени.
Детский негатив и страхи могут быть спровоцированы поведением взрослых, которые убивают мух, пауков и прочих букашек, говоря при этом, какие они мерзкие создания. Ребенок видит ситуацию с другой стороны. Ведь если сильный и взрослый человек убивает маленькую букашку, то она очень опасна, и ее нужно бояться.
Впечатлительность малыша влияет на его отношение к вредителям. При просмотре фильмов о насекомообразных монстрах, где они причиняют людям зло, у малыша формируется страх за свою жизнь. Он может довести его до истерики.
Запугивание негативно сказывается на психологическом состоянии маленького человека, поэтому родителям стоит отказаться от угроз, где малыша украдет злой паук, если тот будет очень плохо себя вести.
Дискомфортная ситуация угнетает детей. Когда они в такой момент видят какого-то вредителя, то подсознание относит его к плохому состоянию. Поэтому дальнейшие встречи со страшными созданиями становятся для них стрессом. Важно научить ребенка спокойно реагировать на присутствие маленьких созданий.Определить наличие страха очень просто.
При появлении вредителей у малыша проступает пот, он начинает бледнеть, кричать, прикрывать себя руками, не хочет находиться рядом с букашкой, убегает, машет руками, прячется.
Не стоит приступать к борьбе со страхом, не зная, почему ребенок боится насекомого. Если родители упустили момент, когда у малыша появилась фобия, то простой разговор на эту тему поможет найти истину.
Способы борьбы с инсектофобией
Разобравшись в причинах появления инсектофобии, взрослые должны изучить методы борьбы со страхом. Помощниками станут:
- Беседы с детьми. Взрослые должны объяснить, что есть безобидные насекомые, которых не стоит бояться. Когда страх возник после укуса, необходимо рассказать об опасных и безопасных вредителях. Для наглядного примера берут энциклопедию, где объясняется роль насекомых и показаны их виды.
Энциклопедия про насекомых
- Вымышленные букашки – персонажи сказок. Существует масса волшебных историй, где насекомое является положительным героем. После просмотра такого мультфильма или прочтения книги отношение малыша к «монстрам» изменится в лучшую сторону. Они научат его не бояться насекомых.
Мультфильм про насекомых
- Игры, в которых можно материализовать страх. Для устранения фобии потребуется самому сотворить ее. Рисование букашек, которые вызывают страх. Лепка вредителей из пластилина или теста. С такими «монстрами» ребенок захочет поиграть и со временем перестанет их бояться.
Рисунок бабочки
Способы помощи маленькому человеку просты. Для преодоления страхов потребуется время, но при правильном подходе успех гарантирован. Чтобы процесс борьбы с фобией проходил хорошо, необходима памятка для родителей, в которой по пунктам расписано поведение взрослых при возникновении боязни насекомых у ребенка.
Взрослые должны придерживаться следующих правил:
- не оставляйте малыша в комнате одного с объектом страха;
- не смейтесь над страхами ребенка, особенно когда рядом другие дети;
- не угрожайте и не пугайте букашками-монстрами;
- не наказывайте за боязнь;
- не просматривайте страшные фильмы и мультфильмы с насекомыми в главной роли;
- не убивайте букашек при детях;
- приучайте малыша спокойно реагировать на присутствие насекомых рядом с ним;
- старайтесь реже употреблять слово «боюсь» при ребенке.
Использование всех методов гарантирует победу над боязнью. Зная все правила и тонкости, можно помочь малышу решить проблему.
Когда усилия родителей не принесли результатов, необходимо посетить психолога.
Фобия является проблемой, которая в дальнейшем негативно сказывается на поведении и психологическом состоянии ребенка.
Поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы их малыш не боялся букашек.
Источник: https://detstvodetstvo.ru/rebenok-boitsya-nasekomyh/
Детские страхи и их коррекция. Откуда берутся детские страхи и как помочь ребенку их победить
Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…
Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».
Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:
- Нулевые страхи.
- Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
- Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).
Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.
Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально.
А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить.
Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.
Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!
Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).
Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.
Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.
Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.
Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.
Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.
А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.
Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.
К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.
Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия.
А иногда — и серьезной помощи психолога.
Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи
К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:
- Страх темноты
- Страх оставаться в одиночестве (или просто «без мамы»)
- Боязнь собак
- Боязнь выдуманных существ
- Боязнь насекомых и мелких грызунов
Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.
Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!
В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.
Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д.
В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок — монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.
Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.
У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…
Как помочь ребенку «победить» его детский страх
Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.
Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.
Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.
Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».
Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.
Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?
На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:
- Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
- Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.
Вы удивитесь, как быстро будет «уменьшаться» детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные «ноты» и максимальное душевное участие…
- Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
- Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!
Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.
- В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам….
Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.
Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.
Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи — ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла…
Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать — мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции — никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.
26 февраля 2018 · Полина Сошка · Getty Images
Источник: https://www.woman.ru/kids/evolution/article/80911/
Что делать если ребенок боится других детей? советы психолога
У некоторых родителей актуальным становится вопрос взаимоотношения сына или дочери со сверстниками. Это касается ситуаций, когда ребенок боится других детей, не идет на контакт, а в некоторых случаях кардинально меняет свое поведение.
Если такая ситуация наблюдается постоянно, то уже необходимо принимать специальные меры. Они могут быть разными, все зависит от общего психологического состояния дошкольника или подростка, возраста.
В большинстве случаев родителям удается самостоятельно адаптировать ребенка к нормальному общению, но иногда приходится обращаться и к специалисту.
Как определить, что ребенок боится детей?
Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.
Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.
Признаки развития проблем
Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:
- По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
- Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
- Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.
Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.
Как помочь ребенку побороть страх?
Чтобы эффективно побороть страх, нужно понять с чем именно он связан. По каким причинам другие дети вызывают негативные эмоции.
Сделать это можно практическим путем, проанализировав последние события, что актуально, если ранее страха не было, отрицательная реакция перед людьми, сверстниками не наблюдалась.
Особого внимание нужно уделять малышам, которые практически с младенчества опасаются общения с детьми.
Для каждого ребенка нужно выбирать свои методы борьбы со страхом перед детьми и за основу можно взять следующие советы психологов:- Показать, что в общении с детьми много плюсов. Для этого можно рассказать, как много интересных игр, в которых должно быть несколько участников, с ребятами можно поделиться своим опытом, вместе веселее и увлекательней заниматься строительством и так далее. Более взрослому сыну или дочке можно рассказать о своем опыте общения со сверстниками, о лучших друзьях, запоминающихся событиях.
- Развивать уверенность, бороться со стеснительностью. Иногда именно из-за неуверенности и застенчивости дети боятся контактировать друг с другом. Исправить ситуации вполне могут родители, убедив свое чадо, что он на многое способен, его действия не станут поводом для насмешек, с ним будет интересно общаться, обязательно найдутся ребята, желающие с ним дружить. Важно развивать уверенность правильно, не навязчиво, чтобы не усугубить ситуацию. Излишнее упорство и внушение ребенку, что он лучше всех также может навредить, все должно происходить в меру.
- Проработать последствия негативного опыта. Часто именно из-за неприятных ситуаций для ребенка он впоследствии отказывается идти на контакт. В памяти эти события нужно убрать или показать их незначительность. Если они не связаны с серьезными моральными или физическими травмами, то можно их представить в юмористической форме. Полезным будет и разъяснение, что в жизни есть много и добрых, приветливых людей, с которыми интересно, они могут помочь и поддержать, а плохих совсем мало. Такой вариант подойдет, если сына или дочь обидели, напугали, избили.
- Собственный пример. У детей родители являются примером для подражания, поэтому многие поведенческие особенности дошкольника или подростка можно подкорректировать именно собственным примером. Это уверенность в общении, уважение к оппоненту, доброжелательность, отсутствие напряжения. Можно специально брать с собой чадо на дружеские встречи, после них рассказывать, как было интересно проведено время. Хорошо, если у родителей есть знакомые, к которым можно сходить в гости или они приходят в семью.
- Создать спокойную домашнюю обстановку. Детские страхи могут формироваться из-за взаимоотношений в семье. Даже незначительные ссоры между папой или мамой, которым взрослые могут и не придавать значения, для ребенка могут стать причиной боязни общения, высказывания, отстаивания своей точки зрения. Родителям нужно обратить внимание на свое общение, если, все же, случаются конфликтные ситуации, мальчик или девочка присутствует при них, то нужно объяснять происходящее, минуя негативные моменты.
- Похвала, поощрение. Речь идет о компенсировании похвалы, если ее недостаточно, но не нужно путать эту рекомендацию с чрезмерным постоянным восхищением всего сделанного. Если ребенок чувствует, что его поступки правильные, взрослые положительно их оценивают, то он будет уверенней чувствовать себя и в окружении других людей, в том числе сверстников.
- Поддержка. Ощущение, что в любой ситуации тебя поймут и поддержат важно для взрослых, а особенно для детей и возраст не имеет значения. Это чувство должны привить родители своим отношением ко всему происходящему с сыном или с дочерью. Неверные поступки должны аккуратно корректироваться. Жесткие осуждения, серьезное физическое наказание, тем более, если уже есть поведенческие проблемы, должны быть исключены. Есть альтернативные способы наказания, которые не кардинально не отражаются на психики, а именно ее не травмируют.
- Развитие самостоятельности. Гиперопека родителей нередко приводит к психологическим проблемам, а также к затруднениям относительно адаптации детей к новым условиям, развития коммуникативных навыков. Именно недостаточная самостоятельность может спровоцировать страхи перед другими детьми. Взрослым нужно соизмерять свою заботу в соответствии с возрастом, постепенно расширять границы дозволенного, обучая и направляя малыша или дошкольника. Вполне вероятно, что страх появляется просто потому, что ребенок не знает, чем с этими детьми заняться, например, потому что на качелях кататься нельзя, в песочнице грязно, а с карусели можно упасть.
- Исключение обстоятельств, при которых появляется страх другой формы. Это могут быть фильмы ужасов, пуганее вымышленными персонажами, выключение света, оставление малыша одного и так далее.
- Посещение специальных школ. Можно подобрать специальную школу развития, где с ребятами работают педагоги, помогают общаться между собой, справляться с проблемами и в целом адаптируют дошкольников к социуму.
Достигнуть положительного эффекта будет проще, если распознать причину страха, что именно пугает ребенка при общении с другими детьми. Это узнать не всегда получается, напрямую об этом сообщит не каждый.
Тогда можно попробовать получить информацию наводящими вопросами, в процессе игры, на основе рисунков.
Если ситуация критичная, отмечается чрезмерная замкнутость или агрессивность, наступают панические атаки и другие признаки неестественного поведения, то нужно обращаться к специалисту.
Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?
Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.
Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:
- Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
- Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
- Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
- Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
- Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.
Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.
РЕБЕНОК БОИТСЯ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ
Статья обновлена: 13.02.2019
Источник: https://motivacii-net.ru/chto-delat-esli-rebenok-boitsja-drugih-detej-sovety-psihologa/
Синдром встряхнутого младенца, причины и симптомы
Малыши много плачут и это не новость. Но бывают моменты, когда непрекращающийся плач и нудение доводят до ручки родителей. И тогда они бывают, теряют терпение и эмоционально начинают качать, прямо встряхивая младенца.
Такое жёсткое встряхивание может привести к тяжелейшим последствиям для ребенка.
Что такое синдром встряхнутого младенца?
Синдром встряхнутого младенца он же по-русски синдром детского сотрясения(СДС далее по тексту) это состояние которое возникает у ребенка в голове когда он получает травму головы из-за встряхивания родителями или другими лицами.
Обычно происходит когда кто-то держит ребенка за руки или плечи и встряхивает, в следствии чего голова болтается. Из-за такой болтанки разрываются мембраны клеток головного мозга, и происходит кровоизлияние в мозг.
Какие дети находятся в зоне риска СДС?
Все дети находятся в зоне риска. Это не зависит от возраста, но наиболее опасным является возраст до 1 года.
Что вызывает синдром встряхнутого младенца?
Яростное встряхивание ребенка это самый частый случай происхождения СДС. Однако любое резкое движение ребенком это риск получить травму им. В том числе подбрасывание в воздух, при ДТП (именно поэтому необходимо использовать до двух лет кресла в которых ребенок едет спиной по направлению движения)
Почему именно возникает такая опасность у детей.
· У детей ткани мозга более пластичные и мягкие чем у взрослых. А их череп еще не до конца сформировался.
· Мышцы шеи недостаточно сильны для того чтобы самортизировать удар.
· Когда ребенка встряхивают, его мозг ударяется о стенки черепа. И место удара получает травму.
· Сосуды могут лопнуть от удара, и начнется кровоизлияние.
· Те части мозга, которые подверглись такой травме, скорее всего уже никогда не восстановятся.
· Даже в кроватке, которую активно качают ребенок может получить травму, особенно на мягком матрасе.
Что Не приводит к синдрому встряхнутого младенца?
Вот список того что можно делать с ребенком не опасаясь неприятных последствий.
· Нежное укачивание ребенка на руках.
· Покачивание ребенка на руке или ногах.
· Игра в «самолётик»
· Бег или ходьба с ребенком на руках.
· Падения ребенка с кровати.
· Езда на автомобиле на плохой дороге.
· Вакцинация.
Какие симптомы у синдрома, встряхнутого младенца?
Часто может не быть каких-то явных симптомов травмы головы. Обычно они проявляются внезапно.
Вот основные признаки СДС.
· Резкие изменения в приеме пищи. Ребенок не ест в своё обычное время, возможна потеря аппетита.
· Опухшие глаза. Часто в результате смешения в результате неожиданного сдвига глаза.
· Изменения в речи. Неожиданное заикание.
· Изменения в поведение. Развивается раздражительность, нервозность, острые колики.
· Повышенная сонливость, вялость.
· Может плакать и трогать голову в месте, где болит.
· Проблемы со слухом, его потеря.
Когда бежать к врачу?
СДС ведет к тяжелым последствиям: проблемы с психикой и когнитивной деятельность. Проблемы сенсорным восприятием, неврологические расстройства. Вот список симптомов при которых надо обратится к врачу немедленно:
· Конвульсии и припадки.
· Кровь из носа или глаз.
· Хроническая рвота.
· Потери сознания, частичные потери сознания.
· Перестаёт есть.
· Синеватая или бледная кожа, особенно вокруг лица и головы.
· Набухание на родничке.
· Регресс в развитии.
Как диагностируется синдром встряхнутого младенца?
Диагностика включает в себя рентген, томографию и МРТ.
Можно ли вылечить синдром встряхнутого младенца?
Лечение и его возможность полностью зависит от степени повреждений мозга. В легких случая возможно восстановление в следствии способности мозга регенерировать. Но даже в таких случаях не будет полного восстановления.
Есть некоторые способы уменьшить ущерб от СДС.
1. Лечение самой травмы. Если у ребенка есть внешнее кровотечение или воспаление то врачи лечат его соответствующими процедурами. Используются антибиотики для предотвращения заражения, которое может привести к осложнениям. Иногда в тяжелых случаях прибегают к операции.
2. Реабилитационная терапия. Так как такая травма грозит потерей навыков и задержкой в развитии, то прибегают к специальным тренировкам для уменьшения возможных последствий.
Более 80% процентов детей с травмой головы всю жизнь страдают от последствий этой травмы. Примерно 25% случаев СДС приводит к смерти после встряски или через непродолжительное время.
Как предотвратить синдром встряхнутого младенца?
Не трясите ребенка. Контролируйте эмоции. Вот несколько полезных советов:
1.Передохните если ребенок вас начал доводить. В такие моменты отдайте ребенка другому родителю и покиньте помещение. Если не с кем оставить, положите в кроватку и покиньте помещение.
2.Позвоните кому-нибудь. Попросите кого-нибудь из родственников побыть с ребенком пока вы не успокоитесь.
3.Сфокусируйтесь на положительных моментах. Помните что вы взрослый, а он маленький и беззащитный, не понимающий всего. Вспомните, как он радуется вам когда вы с ним играете. Сфокусируйтесь на положительных эмоциях.
НЕ ПАНИКУЙТЕ! 42
Источники:
https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/13779-shaken-baby-syndrome
https://kidshealth.org/en/parents/shaken.html
https://medlineplus.gov/ency/article/007578.htm
https://www.chop.edu/centers-programs/vaccine-education-center/vaccines-and-other-conditions/vaccines-shaken-baby-syndrome
https://www.cdc.gov/healthcommunication/toolstemplates/entertainmented/tips/ShakenBaby.html
https://www.urmc.rochester.edu/childrens-hospital/developmental-disabilities/conditions/shaken-baby-syndrome.aspx
https://www.dontshake.org/learn-more
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad99cb28c8be37963fdd138/5b685bcfb3263300a9c78019