Очень Пугливый малыш
Содержание
Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога
Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.
Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!
Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.
Основные причины возникновения страха
Итак, почему ребенок боится громких звуков:
- Слишком чувствительный ребенок;
Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.
Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.
- Заболевания, связанные с ушами;
Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.
- Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.
Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.
Возрастные особенности страха
Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)
Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это — агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.
Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.
Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.
- Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
- Громкие голоса, ругань, крики;
- Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
- Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
- Салюты, петарды;
- Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
- Жужжание насекомых;
- Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
- Гром;
- Собачий лай и другие голоса животных.
И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.
Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>
Советы психолога: как справится со страхом громкого шума
Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.
Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?
- Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
- Поиграйте в ролевую сказку:
Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»
- Сходите в лес и покричите;
Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это — в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.
- Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;
Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.
- Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;
Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.
- Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;
Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.
- Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);
Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.
- Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!
Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.
Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>
Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.
Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-gromkih-zvukov
20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки.
Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее.
При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
- Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
© makeshiftup / reddit © OrangesAreVile / imgur
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/20-strannostej-v-povedenii-rebenka-kotorye-mogut-govorit-o-psihicheskom-otklonenii-1991315/
Испуг у ребенка: причины, 6 ведущих симптомов, 5 способов лечения
Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде.
Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными.
Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.
Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.
Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет».
Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины.
Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.
Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.
Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:
- резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
- падение;
- пребывание долгое время в комнате без родителей;
- жестокое обращение со стороны взрослых;
- купание.
В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого. С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.
По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него.
Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере.
Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:
- внезапный шум, особенно возникший во время сна;
- агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
- неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
- семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
- рукоприкладство со стороны матери или отца;
- страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
- драки сверстников.
Как может проявляться испуг?
Испуг у ребёнка признаки имеет как сиюминутные, так и отдалённые, которые в 50-60% случаев становятся стойкими и плохо поддающимися коррекции.
К первым относят:
- значительное учащение пульса;
- задержку дыхания на несколько секунд, которая сменяется плачем;
- расширение зрачков;
- непроизвольное мочеиспускание или дефекацию;
- нарушение координации, дезориентацию.
Но чаще всего родители не успевают заметить данные проявления страха у малыша, так как они кратковременны. Обращают внимание на себя продолжительный крик и слёзы. Именно поэтому порой очень трудно определить причину развития испуга, особенно у маленьких детей не способных рассказать о том, что с ними произошло.
Плач во сне
Одним из стойких остаточных симптомов испуга является беспричинный плач, возникающий даже во время дневного или ночного сна.
Пережитый страх зачастую трансформируется в кошмары, которые напоминают детям о случившемся, заставляя малыша заново испытывать негативные эмоции.
При этом спокойно лежащий ребёнок внезапно начинает вздрагивать, ворочаться, всхлипывать и постанывать, а может и вовсе закричать и впасть в истерику, не открывая глаз.
В большинстве случаев, чтобы успокоить кроху, его необходимо сперва разбудить и показать, где он находится, объяснить, что рядом с ним родители, которые смогут защитить от всего, и лишь после этого укладывать заново.
Вздрагивание
У части детей после ситуации, вызвавшей испуг, может появиться своеобразный нервный тик или слишком резкая реакция на раздражители в виде вздрагивания.
Симптомами подобного расстройства становятся: быстрое моргание, непрерывное облизывание губ, складывание их в трубочку, «шмыгание» носом и т.п.
Причём больной ребёнок не будет контролировать свои действия, он попросту не замечает эти движения мимических мышц. Если привлечь чем-то внимание малыша, то автоматизмы сразу же прекращаются.
Вздрагивать же всем телом дети могут из-за громких звуков, раздающихся рядом, внезапного появления кого-то в комнате. Иногда доходит до того, что любое движение мамы или папы способно довести кроху до дрожи.
Заикание
На фоне перенесённого страха у ребёнка могут возникнуть проблемы в психомоторном развитии, которые проявятся нарушением процессов формирования речи у годовалых малышей или заиканием, а иногда и полным нежеланием говорить у детей постарше. У таких пациентов наблюдается повторение одного-двух слогов. Осознавая свой дефект, больные нередко замыкаются и не стремятся общаться со сверстниками.
Заикание может быть причиной дизартрии, которая считается симптомом органического поражения головного мозга, а именно стволовых его структур. Поэтому затягивать с консультацией у специалиста нельзя.
Энурез – это непроизвольное мочеиспускание. Считать его патологией обычно начинают у детей с четырёх лет, ведь именно в этом возрасте ребёнок может уже полностью контролировать функцию мочевого пузыря.
Но если малыш, ранее самостоятельно просившийся на горшок, внезапно начинает писаться в кровать, то это повод задуматься: не беспокоит ли его что-то?
Недержание мочи обычно имеет не только психологическую подоплёку. То есть не факт, что триггером послужил испуг у ребёнка.
Причинами могут быть метаболические заболевания, генетическая предрасположенность, ожирение, патологии прямой кишки и т.д.
Выявить истинную этиологию данного состояния и справиться с ней способен лишь квалифицированный специалист после проведённого детального обследования.
Боязнь оставаться одному
Однажды испытав сильный стресс, особенно если пришлось справляться с эмоциями самостоятельно, дети могут подсознательно проассоциировать одиночество с опасностью. Родители же создают у малыша ощущение защищённости, ведь это те люди, которые всегда смогут прийти на помощь. Поэтому нередко проявлением испуга у ребёнка становится боязнь остаться в комнате без мамы или папы.
Это сопровождается криком, плачем, вплоть до истерики, стоит ему остаться самому. Но как только рядом оказывается знакомое лицо, малыш успокаивается и начинает вести себя совершенно обычно, улыбаться и играть.
Проблемы в общении
У детей 4-5 лет и младшего школьного возраста перенесённый испуг может вылиться в нарушение социальной адаптации.
Ребёнок погружается в негативные эмоции, длительно находится в состоянии стресса и не желает идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми.
Ситуация усугубляется, если на фоне пережитых событий развились заикание, нервный тик или энурез, которые становятся причиной для насмешек.
Какие малыши чаще пугаются или группы риска
Не нужно думать, что испуг способен нарушить психику у каждого ребёнка. Всё очень индивидуально. У некоторых детей существуют предпосылки для развития вышеперечисленных последствий.
К группе риска относятся:
- малыши, страдающие различными заболеваниями головного мозга (ДЦП, аномалии и пороки развития, идиопатическая эпилепсия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Спровоцированная нервная система не способна адекватно справляться с поступающими извне раздражителями и может отреагировать перевозбуждением;
- дети, столкнувшиеся с жестокостью в семье. Причём не обязательно, чтобы агрессивные действия были направлены в их сторону. Достаточно конфликтов между родителями, которые, общаясь на повышенных тонах, могут прибегнуть к выяснению отношений в драке;
- ребята, постоянно запугиваемые близкими. Нельзя рассказывать крохе о монстрах, поджидающих его под кроватью, лишь для того, чтобы он не заходил в тёмную комнату. Или стращать малыша злыми собаками, способными покусать. Дети всё очень хорошо понимают, поэтому о возможных опасностях им необходимо говорить как можно более правдиво и адекватно. То есть не пугать бабайкой, а объяснить, что ночью, если не включить свет, есть риск случайно удариться о тумбочку, дверь и т.п.;
- чрезмерно опекаемые родителями дети. Если ребёнка пытаться ограждать от всего потенциально опасного (огня, горячего утюга, высоты, падений), то, столкнувшись с этим лицом к лицу, он запаникует и испугается. Необходимо демонстрировать и рассказывать малышу назначение предметов, сущность явлений природы, формируя у него представление о том, чего действительно следует остерегаться и почему.
Подходы к лечению испуга
Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.
В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).
Традиционная медицина
Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:
- работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
- занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
- арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
- анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
- рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.
В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).
Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.
Нетрадиционные методы
Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.
Чтобы не бороться с последствиями испуга и не искать причину фобии у ребёнка, лучше постараться предотвратить появление ситуаций, способных вызвать у него негативные эмоции.
Мерами профилактики в данном случае считаются:
- создание в семье благоприятной атмосферы для роста и развития крохи, что исключает ссоры, рукоприкладства и т.п.;
- беседы на тему грозных природных явлений (гром, молния), обучение правилам поведения с потенциально опасными предметами (утюг, печка);
- выстраивание правильных отношений с домашними питомцами и уличными животными;
- отсутствие запугивания малыша различными монстрами, бабайками и другими несуществующими «страшилами».
В 95% случаев появление испуга у детей — это следствие неправильного воспитания со стороны родителей.
Мамам и папам, ребёнок которых слишком эмоционален и подвержен различным страхам и переживаниям, не будет лишним соблюдать такие рекомендации:
- купайте малыша в ванночках с добавлением успокаивающих трав (мята, мелисса), положите в кроватку мешочек, наполненный лавандой, хмелем – будет своеобразная ароматерапия;
- окружайте детей заботой и вниманием, старайтесь как можно больше с ними общаться и рассказывать обо всём;
- учите кроху не бояться посторонних людей, животных;
- идя в незнакомое место, берите с собой любимую игрушку ребёнка. Это поможет ему чувствовать себя даже в непривычной обстановке более уверенно.
Несмотря на то, что испуг у ребенка довольно частое явление, справиться с их чрезмерной эмоциональностью без привлечения специалистов иногда бывает непросто. Но здоровая атмосфера в семье, гармоничные отношения между родителями и их желание проводить с детьми как можно больше времени помогут избежать ситуаций, потенциально угрожающих психическому здоровью малышей.
Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/ispug-u-rebyonka
Ребенок всего боится — что делать, когда ребенок в 2-3 года и 5-7 лет боится всего
В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?
Начало школьной жизни, поступление в детский сад, рождение братика или сестрички, смерть родного человека, хирургическая операция или просто трехдневное пребывание в стационаре и многое другое в жизни детей становится триггером дневных боязней и ночных кошмаров. Для детей любая неизвестность может стать источником тревоги — людям свойственно бояться неизведанного и непонятного.
У трехлетней Леночки много страхов. Она боится каруселей — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “Новогодней Елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.
Многие мамы беспокоятся по поводу детских боязней. Для определенного возраста это вполне нормально — пугаться окружающего мира. По мере знакомства с ним — страхи уходят.
Но есть категория деток, которых психологи называют “тревожными”. Они бояться почти всего: мама ушла — паника, чужой пришел — истерика, паук на окошке — слезы и так далее.
Более того, такая детская тревожность может стать началом “взрослой” фобии.
Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Разберемся какие они бывают и откуда берутся.
Когда ребенок всего боится в 2-3 года
Это обусловлено инстинктом самосохранения: эмоциональная реакция на возбудитель помогает избежать чего-то или кого-то, кто может причинить вред. Громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций — все это может стать причиной стресса и, как следствие, боязни или ночных кошмаров.
Подробнее о детских кошмарах читайте в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”
Когда ребенок всего боится в 5-7 лет
Это чаще проявление бурной фантазии. Это время “расцвета” разных страхов, когда ребенок может буквально начать бояться всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.
Эти боязни связаны с глубинным страхом смерти — своей и родителей.
Причиной может стать конкретная ситуация (укус собаки, например, или переезд), запугивания взрослых (“придет серенький волчок и укусит за бочок”), внушения (“не входи — убьёт”).
Жорик часто беспокоен, пуглив, до слез не желает ходить в школу, отказывается разговаривать и выполнять просьбы родителей. Жорику плохо из-за внутренней тревоги, он не в состоянии нормально учиться и общаться. Со временем у него может развиться депрессия или обсессивно-компульсивный синдром. Жорику срочно нужно помочь выбраться из затянувшегося стресса.Появление чрезмерной взволнованности крохи при любой неопределенности говорит о тревожном психо-эмоциональном расстройстве и должно насторожить родителей. Наблюдая за своим чадом, обнаруживаются некоторые из перечисленных симптомов:
- непривычно сильно смеется или плачет
- замер или слишком балуется, нервно играет
- тянется “на ручки”, прячется в объятиях родителей
- не хочет говорить, даже вспоминать о том, что его пугает
- плохо спит
- энурез, энкопрез (недержание кала)
Разумеется, диагноз ставит квалифицированный врач, к которому вы обратитесь со своими наблюдениями. Терапевт поможет справиться с беспокойством и страхами, научит противостоять чрезмерной тревожности, расскажет вам, как заниматься с ребенком дома, возможно пропишет лекарства. Своевременное лечение, работа с психологом, правильное воспитание обеспечивают благоприятный исход.
Сначала давайте выясним, действительно ли маленький боится или просто стесняется. Застенчивые дети — не редкость. Правда, одни слегка стесняются незнакомого человека, а другие категорически отказываются разговаривать с тем, кого не знают близко. Это вызывает у них целый ряд отрицательных эмоций. Со стороны кажется, что они просто трусишки и шарахаются всего подряд.
Чувствительные нервные дети чаще других всего боятся. Старайтесь таких крошек лишний раз не пугать, не перегружать их воображение ужасными мультфильмами, играми и игрушками. Запасайтесь терпением на время терапии, заранее готовьте ребенка к переменам в жизни (поступлению в детский сад, школу, рождению братика или сестрички), соблюдайте режим дня.
Общие рекомендации для родителей:
- выражайте уверенность, что с чадом все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
- не убирайте источник страха, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
- не избегайте пугающих ситуаций, но превращайте их в урок по борьбе с боязнью.
- поощряйте его всегда и везде за терпение своего беспокойства, совладание с самим собой. Вы же знаете, как это трудно!
- прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценках, рисунках
- обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
- перестаньте сами тревожиться!
Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. У них на глазах проявите терпение, уверенность в своих силах, упование на помощь свыше, друзей, родных. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
Дети Зачем говорить с ребенком о сексе? Каждый пятый ребенок в Европе подвергается сексуальному насилию! Вы знали эту статистику?! Как уберечь ребенка от этого — поделюсь в статье. Дети 31.03.2020
Источник: https://mamaschool.info/blog/article/rebenok-vsego-boitsya-chto-delat
Испуг у грудничка симптомы последствия и что делать
Приветствую, дорогие родители! На днях на детской площадке наблюдала смешную и одновременно печальную картину, как трехлетний малыш пытался вскарабкаться по телу бабушки, как обезьянка по баобабу, чтобы избежать контакта с маленькой собачкой.
В дальнейшем разговоре выяснилось, что ребенка в младенчестве сильно напугала большая животина, и с тех пор он боится всех – и больших, и маленьких. Это происшествие натолкнуло меня на мысль поговорить про испуг у грудничка симптомы и способы восстановления эмоционального состояния младенцев.
На поиски первопричины
По традиции перед устранением проблемы выясняем причину. Крохи примерно лет до трех не способны управлять психологическими реакциями, поэтому испугать их может то, что у взрослого не вызывает абсолютно никаких эмоций.
- Животные: чаще это собаки больших размеров, которые пытаются понюхать младенца. Они могут резко приблизиться к лицу малыша или прыгнуть передними лапами на коляску, и от такого, честно говоря, и у взрослого сердце ойкнет.
- Громкие или резкие звуки: родительская ссора, звук выхлопа авто, рев мотоцикла, грозовой разряд и пр.
- Неадекватность родителей, которые, допустим, пытаются уложить новорожденного спать громким криком.
- Резкое изменение ситуации. Например, во время купания младенец может соскользнуть с рук и уйти под воду.
Последствия испуга у младенцев
В то время как у детей старшего возраста сильный испуг способен спровоцировать энурез (недержание мочи) и заикание, то в младенчестве подобные симптомы не проявятся, хотя последствия испуга легко могут аукнуться со временем.
Возможные последствия:
- нарушения сна – бессонница, трудное засыпание и пр.;
- характерные подрагивания;
- постоянный плач без очевидной причины;
- капризы при попытке хотя бы на секунду оставить ребенка одного.
Если симптомы проявились разово, то беспокоиться не стоит, ведь они могут быть вызваны возрастными кризисами. Но если подобные проявления наблюдаются несколько недель, это означает, что малыш пережил испуг.
Игнорировать происшествие нельзя, и о том, как действовать, мы поговорим чуть ниже. Одновременно нельзя создавать тепличные условия и оберегать малыша от любых стрессов, ведь его психика не пройдет крещение боем, не закалиться, и при каждой повышенной интонации малыш будет впадать в истерику.
Неслучайно в группу риска входят:
- избалованные дети, которых чаще бабушки и дедушки всячески оберегают от негативного опыта, не дают нервной системе тренироваться на мелких происшествия, вследствие чего при крупных стрессах возникает сильный испуг;
- малыши, которых не учат на собственных ошибках и запрещают подходить к электричеству, гладить собак или кошек, брать в руки отключенный утюг, при этом не объясняя, в каких случаях объект опасен, а в каких – нет;
- дети с заболеваниями нервной системы, когда нервы сдают при любых эмоциях – и положительных, и отрицательных.
В последнем случае без помощи врача не обойтись, а вот во всех других вполне можно справиться и собственными силами.
Что делать при испуге?
Конечно, родители стараются оградить малыша от сильных стрессов, но не всегда это возможно, ведь резкий звук упавшей с полки стеклянной бутылки в супермаркете или сильный раскат грома, от неожиданного звука которого аж приседаешь, предотвратить невозможно.
Давать ли успокоительное?
Медикаментозное лечение используется только после консультации у педиатра и невропатолога. Например, при нарушениях сна могут выписать гомеопатические капли «Баю-Бай» или микстуру, в составе которой есть цитраль. Это вещество содержится в лимоне, эвкалипте и мелиссе, поэтому микстура оказывает, кроме успокаивающего, еще и противомикробный и противовоспалительный эффект.
Если пичкать ребенка лекарствами нет желания, то можно попробовать расслабляющие ванны с добавлением настоя валерианы, ромашки, мяты. Готовьте каждый раз перед купанием новый отвар, тем более что заварить пакетик или пару столовых ложек купленных в аптеке травяных сборов стаканом кипятка несложно.
Оптимальная температура воды 37 градусов, а если у младенца не зажил пупок, то купайте его только в кипяченой воде. Травяные ванны отлично подходят и для профилактики – расслабляя и успокаивая, они приводят нервы в норму.
Как не напугать при купании?
Кстати, испуг во время неудачного купания очень распространен, поэтому можно купить нарукавники или специальные вкладыши в ванночку, чтобы показать, что они держат малыша на воде и без ваших рук. Даже если ребенку несколько месяцев, он способен понять, что купаться безопасно, если рядом мама или папа.
Если ребенок все-таки испугался, погрузившись под воду или захлебнувшись неудачно окаченной водой, то несколько дней можно обойтись и без водных процедур. Память у младенцев, скажем прямо, девичья, и вполне вероятно, что о происшествии они скоро забудут.
Если нет, то стоит попробовать несколько раз искупаться вместе. Многие мамочки говорят, что такой способ помог избавиться от испуга, при этом в процессе надо успокаивать малыша ласковыми разговорами или песенками.
Незнакомцы и животные
Если ребенок начинает истошно орать при виде кошки на другой стороне улице, рассказывайте, что домашние животные не представляют угрозы, если их не обижать.
Рассматривайте книжки и читайте веселые истории с участием щенков и котят. Найдите в сети забавные ролики, в которых большие собаки играют с малышами.
Демонстрируйте на собственном примере, что вы не боитесь бабушкиной Мурки или Полкана на даче, но не будете гладить бродячую собаку.
Незнакомцы тоже не должны вызывать у ребенка страха, однако, и доверительные отношения с первых секунд знакомства – не слишком хороший знак. Тут важно показать свою реакцию – если вы сами улыбаетесь человеку, жмете руку, обнимаетесь во время приветствия, то и крохе опасаться нечего.
Если малыш не готов распахнуть объятия перед собакой или соседом, и при их виде начинает кукситься, не настаивайте. Пройдет время и, вполне вероятно, ребенок сменить гнев на милость.
Следи за собой! Будь осторожен!
Недопустимо укладывать малыша спать при помощи крика. О том, как уложить грудного ребенка спать правильно и быстро, я рассказывала в одной из предыдущих статей. Очень рекомендую почитать.
Постарайтесь не реагировать чересчур эмоционально на происходящее: резкие вскрикивания, всплески руками, хлопки в ладоши – всё это может напугать малыша.
Источник: http://bloghappylady.ru/zabotlivaya-mama/uhod-za-rebenkom/ispug-u-grudnichka/