Неадекватное поведение ребёнка

Содержание

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

Неадекватное поведение ребёнка

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям.

Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции.

И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось …Теперь объектом для Васи стал мой сын.

По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал.

[Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную.

Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс.

А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел.

Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником.

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать.

И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью.

И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно.

Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ.

Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК).

Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение.

Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия.

Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.

Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет.

Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди.

«Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно.

Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Источник: https://66.ru/news/society/196383/

Неадекватное поведение детей. Детские психологические комплексы

Неадекватное поведение ребёнка

Дети – это большое и светлое счастье в нашей жизни.

Каждому родителю хочется для своего малыша самого прекрасного, доброго и ясного. Случается, что это светлое и ясное омрачается непонятным, странным, а порой и неадекватным поведением ребенка. Родители даже не подозревают, какую лепту они внесли в эту «бочку мёда». Мамочки, читайте и делайте выводы!

Ваш малыш скрытен и недоверчив

Возможная причина – ваша чрезмерная раздражительность. Очень часто приходится наблюдать, как мама быстро идет по тротуару, а за ней едва поспевая, торопится ребенок. Малыш споткнулся, упал – мамочка подбегает и нервно дергает его за рукав, отчитывает за то, что испачкался!

Внимание! Виноват родитель! Ребенок не специально измазал штанишки – он торопился за вами, это вы не учли ограниченные возможности его передвижения. Ваш один шаг — стоит как минимум двух, а то и трех его шажков. Не нужно в этом случае наказывать и уж тем более ругать малыша – здесь нет его вины!

Сразу задайте себе вопрос – почему так получилось? Верный ответ — потому, что я слишком быстро иду.

Маме нужно ехать за покупками, а сыночек слишком медленно одевается, да еще и пытается играть. Но ребенок должен самостоятельно одеваться, уже достаточно большой. Вы нервничаете, пару раз напоминаете, что нужно торопиться. В конце концов, просто начинаете ругать ребенка за медлительность.

Виноват родитель! Ребенок не понимает всей важности момента, он не может знать, как для вас это необходимо – успеть в магазин. Если у вас появились какие-то срочные дела – подстраивайтесь под них, а не под принципы воспитания.

Не случится ничего страшного, когда вы для сохранения своего спокойствия не испортите отношения с малышом всплеском негатива, а сами быстренько оденете ребенка.

И вам хорошо – быстро все закончилось, и ребенок не запомнит, что нетерпимость – это норма!

Ваш малыш не уважает окружающих

Возможно, в повседневной жизни вы сильно ограничиваете его в праве выбора, не считаясь с чувствами ребенка. Постоянно указываете, что ему делать и как делать. У малыша возникает мнение, что считаться с другими – не обязательно. Его ведь никто не спрашивает, как хочется поступить именно ему.

Виноват родитель! Ребенок до пяти лет не понимает возраста – для него и стар, и млад – просто люди. Не проявляя к окружающим уважения, он всего лишь рисует картину отношения к нему самому со стороны родителей, близких! Значит, чадо не умеют «слушать», не умеют «уважать».

Помните! Ребенок уже личность. Он заслуживает того, чтобы с ним считались! Для него важно то, что для вас мелочь – ну не нравятся дочери белые носочки, пусть будут розовые гольфы.

Понимайте детство, пытайтесь ставить себя на его место – а что вы бы чувствовали в той или иной ситуации?

Ваш малыш проявляет ревность и зависть

Вы часто сравниваете его с кем-то или необдуманно уделяете больше внимания другому ребенку. У вашего чада сложилось мнение, что его не любят или перестали любить, что он стал не нужен и не важен. Ведь соседская девочка лучше говорит, лучше себя ведет.

Слышу разговор родителей с маленькой дочерью:

«Маша, смотри, какой Аня большой стих выучила, а ты и коротенький рассказать не можешь!».

Разговор соседей:

«Дима, не говори громко! У тети Лены Вадик всегда тихонько разговаривает!»

В итоге – дети замыкаются, чувствуют себя виноватыми и подсознательно стремятся быть лучше, но не могут – мама все равно найдет момент, где другой ребенок превзошел родного и непременно скажет ему об этом, может и из лучших побуждений. Тем самым разрушая «я» ребенка, воспитывая комплексы на всю жизнь.

Виноват родитель! Ваш ребенок самый лучший, пусть он не знает четырех языков в пять лет и не умеет красиво, четко говорить букву «р», но он – ваш ребенок, ваша кровинушка, вы для него – весь мир! Представьте, как ему плохо и одиноко, когда ребенок понимает, что не оправдывает ваших надежд. Хвалите своего малыша за все мелкие успехи! Ваш ребенок единственный и неповторимый. Каждый человек уникален, не нужно создавать идеалы, ведь мы все далеки от совершенства!

В семье случилось радостное событие – из роддома привезли братика. Все кружатся возле него, пеленают, с рук не спускают, радуются! А старшенький сынок сидит в сторонке.

Он ощущает, что его резко ограничили во внимании, он слышит в свой адрес много замечаний – нельзя трогать погремушки, нельзя шуметь. Его никто не обнимает больше и не целует, не играет с ним в машинки.

Ребенок проникается тихой завистью к малышу, ревнует родителей, начинает думать о том, как было хорошо тогда, когда братика еще не было.

Виноват родитель! Не забывайте о старших ни в коем случае. Попытайтесь понять — для них появление второго ребенка большой стресс! Покажите ребенку, как вы его любите. Проявите все свое терпение.

Не уставайте говорить, что он важен для вас так же, как и раньше. Просто сейчас Васеньке нужно чуть больше внимания, он без мамы не справится.

А вот ты, мой, помощник и опора, радость всей моей жизни – все сможешь, я знаю!

Ваш ребенок груб с окружающими

На скамеечке сидели трое – мама с дочкой лет пяти и бабушка. Бабушка, со свойственной людям пожилого возраста добротой и любовью к детям, все пыталась поговорить с девочкой. Мама безучастно сидела рядом. Девочка нехотя отвечала или просто молчала, поглядывая на бабушку.

На какой-то вопрос девочка грубо ответила:

« Не хочу с тобой разговаривать!».

Мама округлила глаза:

«Нельзя так, Светочка!»

Подходит папа, очевидно где-то задержался. Мама, вскакивая со скамейки, набрасывается на папу, едва сдерживая эмоции перед чужими людьми. Злое шипение и куча нелестных фраз посыпались на папу! Интересно, откуда же Светочка научилась грубить?

Внимание! Виноват родитель! Дети, как губка впитывают в себя образ жизни, поведение родителей. Если в семье папа поднимает руку на маму, то и сын будет считать это нормой.

Мама постоянно кричит на папу, грубит ему, то и дочь будет кричать на своего мужа.

Она воспитана так, она видела в своей семье то же самое поведение! Сдерживайте свои эмоции, не выясняйте отношения при детях. Вы же хотите им счастья?

Малыш не может постоять за себя

Две девочки играют в куклы. Что-то не поделили, одна ударила, вторая – плачет. Вмешивается мама обидчицы и начинает при родителях второй девочки ругать свою дочь, вбивая в голову фразы «нельзя», «накажу», «разве так можно?».

Обидчица тоже плачет. В следующий раз, когда будут отнимать что-то у нее, она не станет отстаивать свою игрушку. Ребенок будет бояться снова услышать мамины слова. Она запомнила, что так нельзя делать – мама же наказала в прошлый раз.

Виноват родитель! Ребенок увидел свой позор перед другими людьми. Для малыша очень большой удар услышать, что мама недовольно отчитывает его за проделки перед всеми. Крах веры в мамину поддержку очень болезнен для малыша.

Несомненно, обижать других – это плохо! Но об этом мама с ребенком должна говорить наедине, в доверительной беседе. Если наказание необходимо, то оно должно последовать! Но об этом пусть знает только мама и папа.

Ну и виновник, естественно! Не нужно это делать на виду у всех – подобное унижение малыш может пронести на протяжении всей жизни в большом количестве комплексов, страхов.

Малышу покупают игрушки, но он все равно отнимает чужие

У вашего малыша, кажется, есть полный арсенал всяких игр, игрушек. Но вот беда – ему нужно чужие отобрать!

Виноват родитель! В момент покупки ребенку не оставляют выбора! Ему хочется зеленую машинку, но папа настаивает, что лучше красная! И не полицейская, а пожарная! Доченьке хочется коляску для старой тряпичной Люси, а мама очень настаивает вообще – заменить Люси интерактивным Томом! Казалось бы – ребенку не отказывают в развлечениях, даже балуют, отсутствием игрушек малыш не обижен. Дайте вашему чаду свободу выбора! Это вам хочется интерактивного Тома и красную пожарную машину. А у сына или дочки другая мечта. Конечно, право выбора не сводится к таким моментам, как прием пищи – кушать чипсы или вкусный мамин суп, и кушать ли вообще. А вот в выборе игрушек уж точно можно прислушаться к ребенку.

Ребенок соврал!

Дочь подбегает к папе и тихонько подговаривает не рассказывать маме, что она слопала вторую конфетку. На полу лужа чая и виноватый, но не признающийся ребенок!

Внимание! Виноват родитель! Очевидно, что малыш не первый раз уже попадался с такими проделками. И помнит, что мама или папа сильно ругали его за это, кричали и жестоко наказали – лишили любимого мультика, а так хотелось его посмотреть! Понятно, что в следующий раз малыш не захочет пропустить любимый мультфильм и постарается сообразить, как же выкрутиться из этой ситуации.

Ну не хорошо же врать, это некрасиво, подло, низко. А почему взрослые врут? А потому, что в детстве мама с папой не могли адекватно реагировать на поступки малыша. Поставьте себя на место ребенка, что вы бы чувствовали, если у вас из рук неожиданно выпала чашка с чаем? Вы ведь не хотели этого, это совершенно случайно вышло! Разве справедливо за случайность получить нагоняй от души? Нет!

Ну, скушала малышка вторую конфету, зачем на нее кричать и топать ногами в гневе? Спокойно объясните ребенку, что вторую конфету кушать пока нельзя, зубки болеть будут от сладкого. Примерьте детство на себя!

Ваш ребенок раздражителен и вспыльчив

« Мамочка, давай поиграем?», « Мамочка, а посмотри, что я нарисовала!».

А мамочка не может отвлечься от любимого сериала, она не вправе пропустить сцену помолвки Хулио и Натали! Ребенок не получает внимания к себе, видит равнодушие к таким важным для него радостям – поиграть с ним, показать маме рисунок, который рисовала специально для нее. Малыш обижается и начинает искать пути выхода. Когда мама замечает меня? Когда я капризничаю! Решение найдено!

Внимание! Виноват родитель! У ребенка стойко формируется мнение, что он становится важен только тогда, когда что-то натворит, когда капризничает! Только в этом случае с ним начинают считаться. Но это неверно совершенно.

Оголенная как провода психика малыша разрушается от постоянного стресса, от постоянной борьбы за внимание родителей. Ребенку важен контакт! Не важно, что это будет – пусть даже просто беседа, нежные объятия, визуальный контакт (кстати, а вы знаете какого цвета у вашего ребенка глаза?).

Главное – малыш чувствует свою значимость и в тайне своей души гордится тем, что мама и папа уважают его чувства!

Ваш малыш робок и застенчив

Здесь причина может быть банальной – излишняя опека не дает ребенку мыслить самостоятельно.
Наташе почти 12 лет. Это уже сформировавшаяся личность, со своими взглядами, характером, которым время даст лишь свою огранку. В этом возрасте ребенок должен отдавать отчет своим поступкам (будем говорить о поступках в социуме), но Наташа не делает и шага без совета с родителями.

«Мама, а мне сегодня мыть голову?», « Мама, мне какие колготки надеть?»

И подобные вопросы. В социуме у нее тоже проблемы. В свои 12 лет Наталья не может контактировать с ровесниками, так как не привыкла сама отвечать за свои слова и действия.

Виноват родитель! Ребенка просто лишили собственной воли. Мама присутствует во всех сферах ее жизни, принимает решение во всех ситуациях – Наташа ведь ребенок, она не может знать мыть ей голову или нет, не может быть уверена в правильности выбора цвета колгот.

Она и посуду помыть за собой не может, просто не справится! Принести на стол спелые помидоры с участка тоже не сможет, разве можно вообще ребенка об этом просить? В итоге – Наташа растет овощем в социуме.

Она не приспособлена к жизни среди чужих людей, ее это пугает и обескураживает.

Мамочки и папочки! Дайте ребенку волю! Волю слова, мысли, дела! Не во многом, а в тех проблемах, которые дети наверняка уже способны решить сами. Самостоятельность – гарантия того, что ребенок найдет свое место под солнцем, сможет принимать порой очень важные и правильные решения в семье, в работе.

Дети – это маленькие люди! Пусть их проблемы вам кажутся не значимыми, мелкими. Эти же проблемы и вам в их возрасте казались очень серьезными! Ставьте себя на место ребенка, всегда задавайте себе вопрос:

«А что я чувствовал в его возрасте?»

И вы поймете, как малышу дать билет в жизнь, билет в большое будущее! Удачи вам, мудрости и единения с вашими детьми.

Источник: http://FitnesWoman.ru/mama/neadekvatnoe-povedenie-detej-detskie-psixologicheskie-kompleksy

20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении

Неадекватное поведение ребёнка

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки.

Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее.

При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
  • Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

  • Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
  • Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
  • Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
  • Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
  • На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.

Дисграфия

Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.

Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.

Определить дисграфию можно по следующим признакам:

  • Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
  • Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
  • Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».

© makeshiftup / reddit   © OrangesAreVile / imgur  

Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.

Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.

  • Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
  • В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.

Дислексия

Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.

Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.

Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
  • Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
  • Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
  • Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
  • Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-semya/20-strannostej-v-povedenii-rebenka-kotorye-mogut-govorit-o-psihicheskom-otklonenii-1991315/

Неадекватное поведение ребенка: причины и что делать родителям ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Неадекватное поведение ребёнка

Каждый родитель мечтает о том, что его чадо будет послушным и спокойным. Но в реальности мы часто сталкиваемся с неадекватным поведением и не знаем, что делать, когда ребенок начинает вести себя странно.

Такое поведение может выражаться по-разному, и взрослым кажется, что видимых причин для этого нет.

На самом деле, странные поступки маленького человека имеют ряд обоснований, и родители должны знать, по какой причине их ребенок начинает проявлять агрессию, замыкаться в себе, скандалить.

Неадекватное поведение поддается корректировке, но делать это нужно правильно, чтобы не нарушить неокрепшую психику маленького человека.

Он требует к себе внимания

Во многом, родители сами виноваты, если у малыша начинается необоснованная, на первый взгляд, агрессия. Когда он спокойно играет, мама с папой могут заниматься своими делами и не подходить к малышу.

Как только сын или дочь начинают кидать мяч в телевизор, таскать кота за хвост, раскидывать игрушки, мы тут же бежим к детям.

У ребенка быстро формируется осознание того, что внимание родителей можно привлечь плохими поступками.

Это касается не только маленьких детей, но и школьников.

Некоторых учеников нужно постоянно успокаивать на уроках, и это сигнализирует о том, что они требуют к себе повышенного внимания взрослых.

Что нужно делать родителям?

Не оставляйте сына или дочь надолго, даже если они мирно собирают конструктор или рисуют картинку. Подойдите, похвалите за успехи, предложите поиграть вместе. Не бегите сразу же, если заметите, что малыш начинает активные игры.

Естественно, вы боитесь, что он может что-то сломать или испортить. Но в том случае, когда его игры не несут опасности здоровью и жизни, подождите немного и понаблюдайте издалека.

Возможно, малыш взял палку не для того, чтобы разбить окно, а будет кататься на ней, как на лошадке.

Дети показывают, кто в доме хозяин

В определенном возрасте ребенку нужно понять, кто сильнее: он или взрослые. По этой причине начинаются истерики в магазине игрушек. Он катается по полу, громко кричит и требует купить именно эту машинку.

Скорее всего, она ему и не нужна, но ребенку важно понять, сможет ли он добиться того, чтобы мама исполнила его требования. Взрослые часто путают эти два пункта: они думают, что таким поведением малыш привлекает их внимание.

Определить цели его истерики очень просто.

Если после вашего замечания сын/дочь успокоится, значит, они просто привлекали ваше внимание.

В том случае, когда поведение после сказанных слов становится еще хуже, цель у ребенка – показать, что он имеет над вами власть.

Как должны себя вести взрослые?

Всегда предоставляйте детям выбор: «Ты выбираешь синее платье или розовое?», «Мы пойдем в магазин или поедем в детский центр?». Дети быстро начинают понимать, что они имеют право голоса, с ними считаются и прислушиваются к их мнению. Важно, чтобы все предлагаемые варианты родителей тоже устраивали.

Детский страх

Ребенок боится, что его старания не оценят, накажут, отругают. Когда дети боятся, они прячутся: под стол, в другую комнату или уходят в себя. Вот почему ученики вдруг начинают плакать перед экзаменом, или возникает агрессивное поведение. Страх может проявляться по-разному:

  • я боюсь, поэтому лучше нападу первым;
  • от страха куда-нибудь убегу;
  • замру, а еще лучше, закрою глаза.

Родители должны всегда подбадривать, хвалить своих детей. Для ребенка очень важно, что мама с папой всегда встанут на его сторону и поддержат, несмотря на ситуацию. Но хвалить нужно искренне и только в том случае, когда поведение этого заслуживает. Дети чувствуют, когда им льстят и заискивают, поэтому обманывать их нельзя.

Месть за обиду

Часто агрессивное поведение из-за обиды на близких людей ребенок переносит на всех взрослых. Он пока не может мстить маме и папе, потому что они – самые родные, их любовь нужна, как воздух.

Но, например, может затаить обиду на маму с папой за то, что они отправили его на три месяца к бабушке, хотя ему так хотелось остаться с родителями.

Ребенку может показаться, что они его бросили, потому что больше не любят, и он начнет неадекватно себя вести со всеми взрослыми: с бабушкой, дедушкой, воспитателем в детском саду, проходящей мимо тетей и т.д.

Заниженная самооценка

Несколько десятилетий назад детей воспитывали, как помощников, с раннего детства. Они еще не ходили в школу, но родители их отправляли в магазин за хлебом, доверяли мыть посуду, поливать цветы. В наше время чашки и тарелки моет посудомоечная машина, продукты привозят на дом, а родители могут работать, не выходя из дома.

Количество сфер, где ребенок смог бы проявить свою самостоятельность и помочь взрослым, значительно сократилось. Это формирует заниженную самооценку, как и брошенные слова взрослых: «Если не будешь хорошо учиться, не сможешь заработать много денег».

Маленький человек начинает чувствовать свою ненужность, неспособность сделать что-то полезное, чего-то добиться в жизни.

Родителям нужно научиться доверять своим детям.

Мама может вместе с малышом заниматься уборкой или готовить обед, вместо того, чтобы давать ему планшет, чтобы спокойно сделать что-то по дому. Если папа возьмет сына с собой в гараж и попросит подержать какой-то нетяжелый инструмент, мальчик почувствует свою значимость и будет рад помочь отцу.

Что делать в этом случае?

Старайтесь установить тесный контакт с детьми, разговаривайте с ними обо всех проблемах, решайте вместе какие-то семейные вопросы. Очень важно научить сына или дочь озвучивать свои эмоции: «Что ты чувствуешь в данный момент?». С раннего возраста спрашивайте, какую эмоцию сейчас переживает малыш: ярость, ревность, обиду, разочарование, счастье, радость.

Каждый ребенок уникален, и родители обязаны прислушиваться к своим детям, не игнорировать их желания и потребности, быть рядом с любой ситуации.

Никогда не говорите сыну или дочке: «Такая вредная и злая девочка/мальчик мне не нужна/не нужен». Дети должны чувствовать, что их любят не за поведение, а просто за то, что они есть. Если с раннего детства установить дружеские взаимоотношения, участвовать в жизни детей, поддерживать и помогать в любой ситуации, разобраться в непростом поведении будет значительно проще.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/neadekvatnoe-povedenie-rebenka.html

Если ребенок ведет себя неадекватно: причины и способы помощи

Неадекватное поведение ребёнка

Переезд – это невероятный стресс для всех членов семьи. Малыши особенно восприимчивы к таким серьезным переменам в жизни, им бывает очень непросто.

Иногда сильный стресс становится одной из основных причин неадекватного поведения ребенка, которое требует помощи специалистов. Сегодня поговорим о том, что такое неадекватное поведение ребенка, каким оно бывает, как реагировать и чем помочь малышу.

Неадекватное поведение ребенка

Неадекватное поведение – это поведение, в котором мы не видим связи с реальностью, это не игра ребенка.

Причины неадекватного поведения

— Конфликты в доме;- сильный стресс;- проблемы в детском коллективе;- употребление наркотических средств, алкогольных напитков, лекарств;- другие причины;

— психические расстройства, любые тяжелые заболевания.

Виды неадекватного поведения

— Агрессия;- говорит что-то непонятное, сбивчивое;- бессонница, кошмары, сильная сонливость;- видит то, чего не видят другие, рассказывает об этом всерьез;- пытается нанести вред себе, родителям, друзьям, животным;

— другие самые разнообразные виды неадекватного поведения.

Как реагировать родителям

— Сложно не только ребенку, это понятно, но именно задача родителей – собраться, признать проблему и вовремя обратиться за помощью, не стесняться, не списывать все на странности, лучше прийти к врачу и услышать, что нет ничего страшного, чем запустить проблему;- смело обращайтесь к семейному доктору и просите направление к узким специалистам;- не паникуйте, не обсуждайте эту проблему с родственниками, кроме тех, которые живут с свами в одном доме, не обсуждайте проблему с друзьями и соседями, по возможности, поговорите с воспитателями ребенка и объясните им ситуацию;- выпишите себе успокоительные средства, если это необходимо;- помните, все будет хорошо;

— ищите проблему в себе и семье, подумайте, все ли в порядке у вас в отношениях с близкими, возможно, пришло время пересмотреть отношения.

Способы помощи

— Узнать, что происходило с ребенком вчера, чтобы понять причины неадекватного поведения и успокоить малыша;- немедленно вызвать помощь, если жизни ребенка или окружающих угрожает опасность;- не спорить с ребенком, не пугать его, не ругать;

— не смотреть в глаза, если он огорчен, в отчаянии.

***

Важно! Не является неадекватным поведением те случаи, когда ребенок не хочет кушать, когда вы ему предлагаете, не хочет спать, когда вы его укладываете, и так далее.

«Почему это происходит именно со мной?»

Мама Валентина, воспитывает 8-летнего Егора: «Мой муж умер через 6 месяцев после нашего переезда в Израиль. Это был огромный стресс для всех нас, особенно для Егора, который был очень близок с папой и болезненно переживал переезд.

Когда я увидела, что мой сын залез на подоконник и пытается выпрыгнуть с пятого этажа, мне чудом удалось его спасти, благо, спасатели быстро и профессионально сработали. В тот момент я думала: почему это происходит именно со мной? У многих людей бывают проблемы, но далеко не у всех малые дети хотят покончить с собой.

Я была в замешательстве, пока не поговорила с психологами, не начала сама изучать эту проблему.

Теперь я понимаю, что проблема неадекватного поведения детей – это не только проблема тех малышей, у которых проблемы в семье, эти проблемы очень часто касаются и малышей в полных и благополучных семьях, для неокрепшей детской психики достаточно стресса, чтобы дать сбой, просто у каждого малыша этот сбой проявляется по-своему».

Количество детей с неадекватным поведением растет, это связано с засильем гаджетов.

То, что ребенок сидит и играет в игру в гаджете, по мнению родителей, безопасно, так как он не упадет, не сломает руку и так далее, но всю информацию о жизни и нормах поведения он получает от цифровых устройств, поэтому он копирует поведение героев игр, мультиков, отсюда множество детей с неадекватным поведением.
Задача родителей – постараться оттащить ребенка от гаджета, сходить с ним на море, в бассейн, в парк, поехать на экскурсию или в гости к бабушке, у которой нет компьютера.

Ольга Морозова, детский психолог: «Сегодня детки совсем другие, мы не может знать, какими они вырастут в будущем, так как они фактически первое поколение, которое не знает ситуации, когда не было компьютера, смартфона и так далее. Очень важно больше общаться с ребенком, больше играть с ним в живые игры.

Пообщаться реальное общение со сверстниками, а не виртуальное. Подавать свой пример: не сидеть часами за играми, а гулять с малышом.

Сейчас задача родителей выиграть соревнование с электронными средствами за внимание ребенка и авторитет в семье, это вполне возможно, просто стоит уделить малышу немного больше времени и внимания и вовремя ограничить общение с электронными средствами».

Неадекватное поведение ребенка вполне поддается коррекции. Главное, не паниковать, вовремя обратиться внимание на проблему и пойти за помощью к специалистам!

Источник: http://detki.co.il/upbringing/esli_rebenok_vedet_sebya_neadekvatno_prichinyi_i_sposobyi_pomoshhi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.